Расчеты с кредиторами осуществляются на основании п. 1 ст. 23 Закона об АО и п. 7 ст. 63 ГК РФ из имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.
Порядок выплат конкретному акционеру зависит от характера его требования — в п. 1 ст. 23 Закона об АО определены три очереди. Однако ни Закон об АО, ни ГК РФ не дают точного ответа на вопрос, в какой форме (денежной или натуральной) должны осуществляться расчеты. Закон об АО предусматривает термин «выплаты» (что предполагает денежную форму) применительно к двум категориям акционеров:
-
имеющим право требовать выкупа обществом их акций в соответствии с нормами ст. 75 Закона об АО;
-
требующим выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов.
Применительно к этим двум категориям акционеров говорить о натуральных выплатах сложно, но можно в рамках толкования соответствующих норм.
Об остальных акционерах в Законе об АО сказано, что между ними осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества.
Может ли акционер требовать выдачи ему в качестве ликвидационной доли именно того имущества, которое он передал обществу в виде оплаты, и, главное, корреспондирует ли этому праву соответствующая обязанность общества?
Акционерная компания является собственником имущества, переданного ему учредителями (участниками), за исключением случаев, когда уставный капитал оплачивался не вещью, а правом пользования ею (в таких ситуациях участник остается собственником вещи).Следовательно, общество как собственник имеет право распоряжаться любым имуществом, ранее принадлежавшим учредителям (к моменту ликвидации оно могло не сохраниться).
Если имущество сохранилось, общество вправе выдать именно его в виде ликвидационной доли (после осуществления оценки), однако заметим, что это не обязанность общества, а право. Данные вопросы решает ликвидационная комиссия, к которой и следует обратиться участнику, желающему вернуть имущество.