Добиться уменьшения штрафа, безусловно, можно. В пункте 3 ст. 114 Налогового кодекса предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа уменьшается не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Штраф могут уменьшить до любого значения
Названной нормой установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. О максимальном пределе в налоговом законодательстве не говорится. Поэтому суд по результатам оценки обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза. На это указано и в совместном постановлении Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Кроме того, при вынесении решения суды учитывают постановление КС РФ от 15.07.99 № 11-П. В нем определено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Таким образом, признав наличие у организации смягчающих обстоятельств, суд может уменьшить штраф до того размера, который он сочтет справедливым в рассматриваемой ситуации и соразмерным допущенному правонарушению. Максимальный предел такого уменьшения неограничен.
Основные факторы успеха в суде
С учетом изложенного шансы добиться снижения размера штрафа в суде будут зависеть в основном от двух факторов.
Во-первых, от того, как много смягчающих обстоятельств вы сможете привести и доказать их наличие. Несколько смягчающих ответственность обстоятельств перечислено в п. 1 ст. 112 НК РФ, но этот перечень открыт. Налоговый орган или суд могут признать таковыми и иные обстоятельства в ходе рассмотрения конкретного дела, например самостоятельное выявление и исправление организацией ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления об ее дополнении и изменении, тяжелое материальное положение организации, признание своей вины, отсутствие умысла, отсутствие негативных последствий для бюджета, социальная направленность деятельности организации, даже финансовый кризис.
Во-вторых, от того, насколько суд сочтет возможным снизить штраф исходя из требования справедливости и соразмерности штрафа совершенному правонарушению. В связи с этим напомним основные правила оценки доказательств арбитражным судом. Он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (ст. 71 АПК РФ).
Судебная практика: многократное снижение штрафа
Чтобы понять, до каких переделов суды снижают размеры налоговых санкций на основании п. 3 ст. 114 НК РФ, и оценить представленные доказательства, рассмотрим несколько примеров из арбитражной практики.
Уменьшая размер штрафа, суд учел вид деятельности заявителя (сельхозпроизводитель), его тяжелое финансовое положение вследствие сокращения объемов поставок, наличие убытков и дебиторской задолженности, а также частичное погашение задолженности. Размер штрафа был уменьшен в десять раз (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2011 по делу № А45-10730/2010).
Суд в качестве смягчающих ответственность обстоятельств счел признание обществом факта совершения налогового правонарушения, отсутствие умысла и тяжелое материальное положение общества, а также то, что правонарушение было совершено впервые. Штраф был снижен в 20 раз (постановление ФАС Уральского округа от 12.08.2010 № Ф09-6293/10-С2).
Смягчающими обстоятельствами были признаны добросовестность налогоплательщика, незначительность нарушения срока представления налоговой декларации, несоразмерность штрафа совершенному правонарушению, отсутствие негативных последствий для бюджета, отсутствие умысла в совершении правонарушения, признание вины обществом, а также то, что функции налогового органа по осуществлению налогового контроля не были нарушены. Размер налоговой санкции был уменьшен в 30 раз (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2007 № Ф04-4589/2007(36088-А81-26).
Суд учел только тот факт, что налогоплательщик самостоятельно выявил и исправил ошибку в налоговой декларации и подал в налоговый орган заявление о ее дополнении и изменении. Штраф был снижен в 100 раз (постановление ФАС Поволжского округа от 02.12.2004 № А12-13798/04-С25).
В 100 раз суд уменьшил штраф, приняв во внимание социальную направленность учреждения, занимающегося воспитательно-образовательной деятельностью и финансирование его из местного и краевого бюджетов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2007, 08.08.2007 № Ф03-А51/07-2/3063).