Оказание телематических услуг доказывается автоматически

| консультации | печать
Организация, предоставляющая нам услуги по доступу к Интернету, требует оплатить интернет-трафик за период, когда доступ к Сети отсутствовал. Как доказать, что в определенный момент интернет-услуги не оказывались? Как организация будет подтверждать в суде обратное? Существует ли судебная практика по таким спорам?

Каждая сторона в судебном процессе должна доказать факты, на которые ссылается. Однако специфика телематических услуг и услуг связи такова, что технической возможностью представить такие доказательства обладает только поставщик услуг.

Содержание услуги

В соответствии со ст. 779 и 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить их в сроки, указанные в договоре.

Услуги, обеспечивающие доступ к Интернету и передачу данных, относятся к телематическим и подпадают под нормы законодательства о связи.

Согласно п. 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, основанием для выставления счета на оплату услуг являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им услуг.

Как видим, источник информации, которая может быть доказательством в суде, — в руках исполнителя услуг.

Посмотрим, какие доказательства, подтверждающие оказание услуг, суд принимает, а какие нет.

Доказательства

Основанием для расчета стоимости услуг является трафик, регистрируемый с выделенного IP-адреса клиента, который идентифицирует его в автоматизированной системе расчетов. Различные аппаратно-программные комплексы фиксируют IP-адрес, присвоенный конкретному пользователю.

Истцы, как правило, представляют в суд в качестве доказательства распечатку автоматизированной системы расчетов, отражающую все сессии пользователя Интернетом, и зафиксированный объем трафика.

Эти документы суд принимает в качестве доказательств, только если автоматическое оборудование сертифицировано в установленном законом порядке (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 15.07.2010 № Ф09-5358/10-СЗ, от 13.09.2010 № Ф09-6488/10-C5 и Северо-Западного округа от 03.02.2011 по делу № А56-3761/2010).

Однако истцу придется доказать, что IP-адрес, который фигурирует в распечатке, принадлежит ответчику. В противном случае в иске откажут (см. постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № 09АП-13153/2006-ГК и ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2011 по делу № А81-6068/2009).

Следует учесть, что детализация трафика не должна быть представлена в виде простых текстовых файлов на диске, поскольку в такую форму можно вручную внести любые изменения. Подобное доказательство суд не учтет (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № КГ-А40/4263-09).

Можно и без IP-адреса

Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, не обязывают выделять конкретный IP. Поэтому в суд могут быть представлены доказательства, которые позволяют определить оказание услуг конкретному пользователю без привязки к IP. Например, доступ к каналу связи может осуществляться на основании договора о присвоении идентификационного секретного кода (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 № Ф03-632/2011).

Как показывает практика, если автоматическое оборудование контроля сертифицировано, то сбоев с подтверждением оказания услуги не будет.


К сведению
Для автора вопроса в случае судебного разбирательства может сыграть роль следующее:

1) наличие какой-либо переписки с провайдером, из которой следует, что интернет-связь отсутствует;

2) официальная претензия, направленная в адрес исполнителя услуги;

3) отсутствие сертификации оборудования, с помощью которого оказывались услуги или которое фиксировало передачу данных и трафик.