Мы переадресовали вопрос читателя в региональное отделение ФСС России по г. Москве.
Ольга Леготина, начальник отдела правового обеспечения — заместитель управляющего ГУ «Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» разъяснила, что при увольнении по причине ликвидации начисление пособия по уходу за ребенком прекращается.
При этом уволенная женщина вправе обратиться в органы социальной защиты населения для решения вопроса о назначении и выплаты пособия в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». В то же время, если женщину приняли в новую организацию и сразу же предоставили отпуск по уходу за ребенком, она вправе выбрать порядок расчета пособия. Первый вариант — исходя из оклада по новому месту работы на момент наступления страхового случая — отпуска по уходу за ребенком по новому месту работы. Второй вариант — исходя из среднего заработка за два предыдущих года (2009—2010 гг.).
Поясним. На момент ликвидации предприятия и увольнения работницы отпуск по уходу за ребенком у нее в данной организации прекращается. В случае принятия ее в другую компанию новый работодатель будет оформлять отпуск по уходу за ребенком в 2011 г. как новый страховой случай. Это вытекает из понятия страхового случая, закрепленного в подп. 2 п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее— Закон № 255-ФЗ).
Так как страховой случай наступил в 2011 г., на работницу распространяются положения Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ. Напомним, что этот документ внес изменения в Закон № 255‑ФЗ и Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ. Суть изменений заключается в том, что застрахованным предоставлены определенные преференции — право выбора — получать пособие по новым правилам, действующим с 2011 г. или по старым (исходя из норм Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января этого года). Но такой выбор предусмотрен, только если страховой случай наступит (наступил) с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
Если в рассматриваемой ситуации женщина напишет заявление с просьбой рассчитать пособие по прежним правилам, бухгалтеру при расчете следует руководствоваться положениями ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 11.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в редакциях, действовавших до 1 января 2011 г.). В последнем сказано, что средний заработок определяется исходя из должностного оклада на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. То есть рассчитывать пособие нужно исходя из оклада указанного в трудовом договоре с новым работодателем.
Если работница не воспользуется правом выбора, то пособие нужно рассчитывать по новым правилам, то есть исходя из заработка за 2009—2010 гг. Для этого нужны справки от прежнего работодателя с суммами среднего заработка.
Учитывая, что организация была ликвидирована, то есть справку от нее возможности представить нет, новому работодателю по заявлению работницы следует направить запрос в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном п. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ и приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 21н.
В этом случае, по нашему мнению, в целях увеличения размера пособия можно также использовать п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. Данные нормы для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена возможность замены одного или двух лет предшествующими календарными годами (календарным годом). Для этого нужно заявление застрахованного лица и условие, что в результате перерасчета размера пособия увеличится.