Действительно, помимо размещения сведений в органах печати юридическое лицо обязано письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации. Однако невыполнение данного требования не является основанием для признания недействительным решения регистрирующего органа о госрегистрации ликвидации.
Требования закона
Обязанность уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица закреплена в п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что ликвидационная комиссия должна разместить публикацию о ликвидации юридического лица в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации»), принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Аналогичные положения содержатся и в п. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Обратите внимание: согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ срок для заявления кредиторами требований отсчитывается именно с момента размещения в органах печати публикации о ликвидации. Значит, письменное уведомление каждого кредитора — дополнительная гарантия соблюдения его прав. Между тем несоблюдение требования закона об уведомлении кредиторов не считается основанием для признания ликвидации недействительной. Объясним почему.
Неуведомление кредитора — не повод оспорить запись в ЕГРЮЛ
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в частности, о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ).
Следовательно, признание недействительными госрегистрации ликвидации юридического лица и записи об этом в ЕГРЮЛ означает признание недействительным акта (решения) уполномоченного органа о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении организации из данного госреестра. Это один из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт госоргана (которым является названное решение) может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. В части 1 ст. 198 АПК РФ закреплены те же условия для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Какие же факты могут свидетельствовать, что решение о госрегистрации ликвидации юрлица не соответствует закону?
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован ст. 61—64 Гражданского кодекса РФ и ст. 20—22 Закона № 129‑ФЗ. При этом условия принятия регистрирующим органом решения о госрегистрации в связи с ликвидацией юридического лица установлены только в Законе № 129-ФЗ. Однако закон не содержит требований, что для государственной регистрации организации в связи с ликвидацией она должна представлять доказательства письменного уведомления кредиторов.
В заявлении лишь подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации (подп. «а» п. 1 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). Вместе с тем положения Закона № 129-ФЗ не обязывают регистрирующий орган проводить экспертизу представленных на регистрацию документов или проверять их содержание.
В этом же законе прописаны и основания для отказа в госрегистрации (ст. 23).
Отсутствия доказательств письменного уведомления кредиторов среди них нет. В подобной ситуации налоговый орган не имеет права отказать ликвидируемой компании в госрегистрации ликвидации.
Неуведомление кредиторов не означает, что решение о госрегистрации не соответствует закону, и не позволяет признать это решение недействительным.
Данный вывод находит подтверждение в Определении ВАС РФ от 08.07.2008 № 8239/08, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 по делу № А21-30/2007, Дальневосточного округа от 26.08.2010 № Ф03-5941/2010 и Уральского округа от 18.11.2008 № Ф09-8480/08-С4.
В названном Определении ВАС РФ сказано, что при наличии непогашенной задолженности кредитор не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы знать о финансовом состоянии своего контрагента. По нашему мнению, это означает, что кредитор сам должен принимать меры, чтобы иметь возможность предъявить требования ликвидируемому должнику в установленный законом двухмесячный срок с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации».
Отметим, что в арбитражной практике есть решения с противоположными выводами, в которых нарушение требования п. 1 ст. 63 ГК РФ, признанное нарушением порядка ликвидации, послужило основанием для признания недействительным решения о госрегистрации.
Иная позиция
Некоторые суды опираются на п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ. Так, если кредитор не был письменно уведомлен о ликвидации, указание в заявлении, что порядок ликвидации соблюден, признается недостоверной информацией. Это нарушает требования закона.
Суд решил, что общество ликвидировано с нарушением закона, поскольку требования кредиторов не были учтены в ликвидационном балансе организации и кредиторов не уведомили надлежащим образом о предстоящей ликвидации.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что ликвидационная комиссия направила банкам-кредиторам уведомление о ликвидации в письменной форме, как предусмотрено п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, ликвидация общества проведена с нарушением прав кредиторов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2010 по делу № А13-16935/2009, Определением ВАС РФ от 22.12.2010 № ВАС-17422/10 было отказано в передаче этого дела в Президиум Высшего арбитражного суда РФ для пересмотра в порядке надзора). Тем не менее в судебной практике превалирует противоположная точка зрения. Поэтому у автора вопроса шансы на успех в суде незначительны.