Из пункта 1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее —Закон об ООО») следует, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, признается заинтересованным в совершении обществом сделки, если является стороной этой сделки, выступает в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом либо занимает должность в органах управления юрлица, являющегося стороной сделки.
Поэтому договор между обществами, директором которых является одно и то же лицо, признается в отношении этих обществ сделкой с заинтересованностью. Для обеспечения легитимности указанной сделки следует соблюдать особые правила, сформулированные в ст. 45 Закона об ООО:
- директор общества должен довести до сведения общего собрания участников информацию о юридических лицах, в которых он занимает должность в органах управления (в письменном виде);
- сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена решением общего собрания участников общества, которое принимается большинством голосов от общего числа голосов участников, не заинтересованных в ее совершении (в решении об одобрении должны быть указаны лицо или лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, а также цена, предмет сделки и иные существенные условия).
В соответствии с п. 7 ст. 45 Закона об ООО если в обществе образован совет директоров, решение об одобрении рассматриваемых сделок может быть отнесено уставом к его компетенции, кроме случаев, когда цена сделки превышает 2% стоимости имущества по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не получившая одобрения участников, может быть признана недействительной по иску общества или участника (п. 5 ст. 45 Закона об ООО).
Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО») (глава XI). Особенности информирования о заинтересованности в сделке и принятия решения о ее одобрении в акционерной компании отличаются от правил, действующих для ООО, и обусловлены организационно-правовой формой.
Особо регулируется ситуация, когда руководитель организации является единственным участником (акционером) общества.
В первую очередь согласно ст. 273 ТК РФ на такого директора не распространяются положения главы 43 ТК РФ, посвященной особенностям регулирования труда руководителя организации.
Это означает, что руководитель не обязан получать согласие органа управления обществом на работу по совместительству. Причем данное утверждение справедливо не только в ситуации, когда одно лицо является единственным участником двух организаций. Так, лицо, нанятое в качестве директора хозяйственного общества и не являющееся его единоличным учредителем, не должно получать разрешение у своего работодателя на создание новой организации, в которой оно будет единственным участником и директором.
Объяснение простое: если гражданин является одновременно единственным учредителем и единоличным исполнительным органом, заключение трудового договора с самим собой невозможно (см. письма Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 № 22-2-3199, Роструда от 28.12.2006 № 2262-6-1). Следовательно, трудовой договор с другим работодателем не заключается, выполнение функций директора не соответствует понятию работы по совместительству (ст. 282 ТК РФ), значит, нет необходимости испрашивать согласие (письмо Роструда от 28.07.2008 № 1731-6-0).
обратите внимание
Требование п. 3 ст. 69 Закона об АО о совмещении функций директора в обществе и должности в органах управления других организаций только с согласия совета директоров общества все равно действует.
Согласно п. 6 ст. 45 Закона об ООО и п. 2 ст. 81 Закона об АО к обществам, состоящим из одного участника либо акционера, одновременно осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не применяются положения о сделках с заинтересованностью.
Таким образом, два общества, единолично созданных и управляемых одним и тем же гражданином, могут беспрепятственно заключать договоры между собой. Однако если одна сторона сделки — подобное общество, а другая — общество с несколькими участниками, директор второго юрлица должен заявить о своей заинтересованности в сделке и получить одобрение участников общества.
Заключение сделок одним и тем же гражданином от имени двух организаций не является причиной для признания налогоплательщиков недобросовестными (решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2008 № А40-18480/08-20-35), а полученной налоговой выгоды — необоснованной (при отсутствии иных признаков недобросовестности).
Имея основания полагать, что одновременное руководство двумя организациями одним лицом способно повлиять на результаты сделок между ними, суд может признать данные юрлица взаимозависимыми (п. 2 ст. 20 НК РФ). Это позволит инспекторам доказать применение цен, не соответствующих рыночным, и на основании последних пересчитать налоги (подп.1 п. 2 ст. 40 НК РФ).
Следует учитывать, что хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа, признаются группой лиц, на которую распространяются все установленные законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (подп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Законодательство не ограничивает количество юрлиц, которые один гражданин вправе учредить и которыми может управлять. Заключение сделок при этом также полностью в его власти.
Если у общества несколько участников, их права и интересы защищены: они дают согласие на работу директора в других организациях по совместительству и могут оспорить сделку с заинтересованностью, совершенную без одобрения. Налоговые риски состоят только в возможном контроле примененных в сделках цен.