С 1 июля 2002 г. госрегистрация юридических лиц производится налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах должны были быть переданы в налоговые органы до 1 января 2013 г. Порядок передачи этих дел определен постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441.
Однако действующим законодательством не предусмотрено, что налоговые органы вправе выдавать дубликаты свидетельств о госрегистрации старого образца. Юридическим лицам, которые были зарегистрированы до 1 июля 2002 г., предписано в обязательном порядке получить свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. Это значит, что вне зависимости от того, имеется ли у организации свидетельство о госрегистрации старой формы, она обязана обратиться в налоговую за получением нового свидетельства.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона № 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Закона № 129-ФЗ, обязано в течение шести месяцев с даты вступления его в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «д» и «л» п. 1 ст. 5 данного закона. К ним относятся сведения: о наименовании юридического лица, об организационно-правовой форме, адресе постоянно действующего исполнительного органа, способе образования, об учредителях и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации.
Сведения, предусмотренные подп. «а» — «д» и «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, представляются в налоговую инспекцию по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона „О государственной регистрации юридических лиц“», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (приложение 6). Порядок заполнения этой формы утвержден приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@.
На основании представленного сообщения по форме № Р17001 регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ и выдает документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, — свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. по форме № Р57001 (также утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, приложение 13).
Поскольку запись о госрегистрации общества в ЕГРЮЛ внесена, то значит сведения по указанной форме в налоговую были поданы. Повторно их подавать не нужно.
Заметим, что невыполнение требования п. 3 ст. 26 Закона № 129-ФЗ является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (сказано в этой же норме). В соответствии со ст. 61 ГК РФ это возможно по решению суда. Вместе с тем еще в 2004 г. Президиум ВАС РФ указал судам, что юридическое лицо, которое сообщило регистрирующему органу сведения, предусмотренные подп. «а» — «д» и «л» п. 1 ст. 5 данного закона, не может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 26 Закона № 129-ФЗ (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, авторам вопроса следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации с заявлением о выдаче дубликата свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юрлице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года. Форма такого заявления официально не утверждена. Данное заявление заполняется в свободной форме с указанием ОГРН/ИНН юридического лица, подписывается руководителем общества или его доверенным лицом и заверяется печатью организации.