Подача заявления об отказе от принадлежащего права на земельный участок не влечет за собой прекращение соответствующего права (ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правообладатель земельного участка лишается прав и освобождается от выполнения всех обязанностей, в том числе и обязанностей по уплате земельных платежей, только после принятия уполномоченным органом решения о прекращении права.
Более того, в случае если прекращаемое право ранее было зарегистрировано в установленном порядке в органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то оно прекращается только с момента регистрации такого прекращения права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.
При рассмотрении документов об отказе от прав на земельный участок уполномоченные органы государственной и муниципальной власти (особенно органы местного самоуправления) часто затягивают или вообще откладывают принятие решения.
Это объясняется тем, что с момента прекращения права пользования земельным участком прекращается поступление средств от уплаты земельного налога в соответствующие бюджеты.
Поэтому в случае нарушения уполномоченным органом законодательства Российской Федерации (несоблюдения им установленного для принятия решения о прекращении прав на земельный участок срока, необоснованного отказа в прекращении прав, повторном возврате документов на доработку или направлении документов в иные органы) заявитель может подготовить и направить в уполномоченный орган повторное письменное обращение с просьбой обеспечить принятие соответствующего решения в порядке, предусмотренном законодательством России.
При повторном нарушении уполномоченным органом законодательства заявителю целесообразно уже подготовить исковое заявление о вынуждении уполномоченного органа принять решение о прекращении прав на земельный участок и направить это заявление в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.