Предусмотрен еще один вид публичной оферты – добровольное предложение о приобретении всех голосующих акций общества (предусмотренных п. 1 ст. 84.1 Закона об АО) и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции (предусмотренных п. 1 ст. 84.2 Закона об АО), соответствующее требованиям, установленным в п. 2–5 ст. 84.2 Закона об АО, предъявляемым к содержанию и срокам обязательного предложения.
Поскольку оферта делается не в силу обязанности, предусмотренной законом, а по инициативе приобретателя ценных бумаг, она характеризуется как добровольное предложение.
Данная оферта должна содержать существенные условия заключения договора, установленные Законом об АО для обязательного предложения, — своеобразный компромисс между добровольным и обязательным предложениями. С одной стороны, это инициатива потенциального покупателя, направленная на перераспределение корпоративного контроля посредством приобретения голосующих акций и конвертируемых в них ценных бумаг. С другой стороны, существенные условия, на которых предлагается заключать договоры, соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательному предложению — то есть воля оферента по формулированию существенных условий предлагаемого договора ограничена специальными нормами Закона об АО, а именно:
- это оферта о приобретении всех голосующих акций и эмиссионных ценных бумаг, которая делается в отношении любого количества ценных бумаг, на которые поступят акцепты об их продаже;
- предложение не может содержать дополнительных условий приобретения ценных бумаг по сравнению с указанными в Законе;
- предлагаемая цена приобретения определяется оферентом не по своему усмотрению, а по принципу «справедливой цены» в соответствии с п. 4 ст. 84.2 Закона об АО;
- на нее распространяется срок акцепта, установленный для обязательного предложения.
Заключение сделок на основании такой оферты, по мнению законодателя, порождает для оферента более благоприятные правовые последствия, чем на основе добровольного предложения, соответствующего требованиям ст. 84.1 Закона об АО. Если в результате акцепта оферент превысит пороговые значения корпоративного контроля, выражающиеся во владении им самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами свыше 30, 50 или 75% голосующих акций общества, он освобождается от обязанности делать обязательное предложение о покупке остальных голосующих акций и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг. При этом он пользуется правом голоса по всем принадлежащим ему голосующим акциям.
Сравнивая виды публичных оферт, предусмотренных главой XI.1 Закона об АО, можно сделать вывод, что добровольное предложение будет мало востребовано, поскольку является формализованной процедурой, предусматривающей единые стандартные условия приобретения ценных бумаг у всех потенциальных акцептантов. Такой способ не позволяет сторонам эффективно согласовывать интересы в переговорном процессе.
обратите внимание
У добровольной оферты есть еще один существенный изъян. Закон требует приложения к ней особого способа обеспечения обязательств — банковской гарантии, что весьма затратно. В договорах, заключаемых иным способом, можно установить порядок расчетов, не требующий банковской гарантии (например, оплата акций через безотзывный депозит).
Инициатор приобретения крупных пакетов акций может использовать более гибкие способы заключения договоров, адаптированные к каждому конкретному случаю .
Добровольное предложение оказалось востребованным только в контексте ст. 84.8 Закона об АО, согласно которой одним из условий возникновения права на «вытеснение» миноритариев является предварительное направление преобладающим акционером добровольного или обязательного предложения о приобретении всех голосующих акций общества.