Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Аналогичное определение содержит и Инструкция Минфина СССР от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», действующая в части, не противоречащей нормам ТК РФ. Исходя из этого «арендатор» персонала оформить командировку не может; такие полномочия могут существовать лишь у организации, с которой у работника заключен трудовой договор (в рассматриваемой ситуации— компания, предоставляющая персонал).
Что касается выплат работникам, направленным в командировку, то здесь необходимо обратить внимание наследующее. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные, а также иные расходы, произведенные работником, должны возмещаться именно работодателем (то есть аутсорсером).
Конечно, организация, использующая персонал, может осуществлять компенсацию расходов работников, направляемых в командировки. В то же время учесть подобные затраты в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, организация не сможет. Это объясняется тем, что по смыслу подп. 12 ст. 264 НК РФ, а также с учетом положений ст. 166ТК РФ такого рода расходы могут уменьшать базу по налогу на прибыль лишь в случае, если денежные средства выплачены работникам организации. Но, как говорилось выше, при заключении договоров аутсорсинга привлеченный персонал формально является работником организации-аутсорсера.
В качестве варианта решения данной проблемы можно назвать следующий: при заключении договора о привлечении персонала необходимо предусмотреть возможность компенсации подобных расходов работникам компанией-аутсорсером. В дальнейшем такого рода затраты могут быть возмещены организацией, «арендующей» персонал, например путем корректировки суммы вознаграждения, уплачиваемого аутсорсеру.