Приобретение основных средств за счет иностранных инвестиций

| консультации | печать
Наше предприятие в рамках развития и модернизации производственной базы планирует приобретение основных средств производственного назначения за счет безвозмездных иностранных инвестиций, а именно — денежных средств иностранного инвестора, являющегося акционером нашего предприятия.
Для получения иностранных инвестиций был заключен договор целевого финансирования с компанией-нерезидентом. Средства, полученные от него, будут потрачены исключительно на финансирование капитальных вложений производственного назначения (на приобретение оборудования для цеха рыбопереработки) и не являются объектом налогообложения налогом на прибыль в соответствии с п. 14 ст. 251 НК РФ.
Может ли быть принят к вычету «входной» НДС организацией-резидентом при приобретении основных средств производственного назначения на территории РФ за счет безвозмездного целевого финансирования от иностранного инвестора?
Являются ли данные основные средства амортизируемым имуществом?

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные в ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. 

«Входной» НДС можно принять к вычету, если выполняются следующие условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

1) товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;

2) товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету);

3) имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.

Глава 21 НК РФ не содержит каких-либо норм, согласно которым право на вычет ставилось бы в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику.

Существующая арбитражная практика говорит о том, что приобретение имущества даже за счет бюджетных средств (которые также являются целевыми) не отнимает права на вычет «входного» НДС, уплаченного поставщику.

Например, постановления Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07, ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 по делу № А82-19017/2005‑28, от 20.09.2005 по делу № А28-2940/2005-110/23, от 05.04.2006 по делу № А82-11888/2005-37 и от 13.03.2006 по делу № А82-1745/2005-28, Поволжского округа от 02.03.2006 по делу № А49-6845/2005-323А/16 и от 09.02.2006 по делу № А65-9587/05-СА1-19, Уральского округа от 02.05.2006 № Ф09-3118/06-С7 и от 14.04.2008 № Ф09-2452/08-С2, Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу № А53-10102/2008-С5-47, а также ФАС Центрального округа от 24.05.2006 по делу № А36-4328/2005. 

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 по делу № А65-27753/07 суд не согласился, что в положениях подп. 1 п. 1 ст. 146 и в ст. 171 и 172 НК РФ, на которые ссылался налоговый орган, имеются основания, запрещающие налогоплательщику предъявлять к вычету НДС при оплате работ и услуг за счет бюджетных средств. Поэтому судьи поддержали организацию, отметив, что инспекция в кассационной жалобе не привела конкретных ссылок на нормы налогового законодательства, предусматривающих ограничение по применению налогового вычета в случае, если работы и услуги оплачены налогоплательщиком за счет средств бюджетного финансирования.

Аналогичные споры в отношении иных целевых средств, в частности полученных от иностранных инвесторов, судами не рассматривались, однако считаем, что ситуация, описанная в вопросе, аналогична. Если выполняются все условия, предусмотренные НК РФ для применения права на вычет, — есть счет-фактура с выделенным НДС, имущество оприходовано и приобретено для деятельности, облагаемой НДС, — «входной» НДС может быть принят к вычету.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом указанным подпунктом установлено, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию.

При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Документами, подтверждающими факт получения денежных средств в виде иностранных инвестиций при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, могут являться в совокупности инвестиционный контракт и первичные учетные документы.

При этом перечень документов, подтверждающих факт осуществления инвестиций, зависит от вида этих инвестиций и может быть уточнен исходя из конкретной ситуации в налоговом органе по месту постановки налогоплательщика на учет.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подп. 14, 19, 22, 23 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также имущество, указанное в подпунктах 6 и 7 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Соответственно, имущество, приобретенное за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации.