ФНС России в письме от 15.08.2011 № ПА-4-1/13293 высказалась против уплаты физическими лицами налогов через платежных агентов с использованием принадлежащих им терминалов, банкоматов или посредством Интернета. Разъяснения налоговиков адресованы в первую очередь банкам, заключившим договоры на прием платежей физических лиц с собственниками терминалов, банкоматов или интернет-сервисов — коммерческими организациями, не являющимися кредитными, то есть не имеющими банковской лицензии. Но позицию проверяющих полезно знать и налогоплательщикам — физическим лицам, поскольку ее несоблюдение может привести к негативным налоговым последствиям. Но обо всем по порядку.
Что же тут незаконного?
Поводом для разъяснений, выпущенных Федеральной налоговой службой, послужили выявленные факты приема и перечисления банковскими платежными агентами налоговых платежей в бюджетную систему РФ, а также взимание платы за выполнение этих операций. А чтобы такие нарушения налогового законодательства не повторялись, фискалы попросили Банк России разослать письмо по банковской системе и отчитаться о проделанной работе перед ФНС России.
Почему же деятельность платежных агентов оказалась незаконной именно в части приема денежных средств в уплату налогов?
По мнению ФНС России, законодательство содержит закрытый перечень организаций, через которые может быть исполнена обязанность по уплате налогов и сборов. Граждане могут уплатить налог через банк, кассу местной администрации или почтовое отделение. Об этом говорится в ст. 45 НК РФ.
Кроме того, ни администрация, ни почтовое отделение, ни банк не взимают плату за перевод налоговых платежей. Это правило прямо установлено ст. 58 и 60 НК РФ.
Платежные агенты взимают вознаграждение за перевод денежных средств во исполнение обязанности по уплате налогов наравне с любым другим платежом, нарушая таким образом положения Налогового кодекса, нормы Федерального закона от 02.12.90 № 395‑1 «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При этом фискалы считают, что налоги можно уплатить, представив в банк поручение на перечисление денежных средств (как в бумажном, так и в электронном виде через Интернет). Можно также использовать банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
Минфин России согласен с налоговиками. Еще в письме от 21.06.2010 № 03-02-07/1-287 специалисты финансового ведомства отметили, что уплата налогов, сборов, пеней и штрафов через платежные терминалы Налоговым кодексом не предусмотрена.
Организации уплачивают налоги через банк (ст. 45 НК РФ), физические лица могут перечислить платеж в бюджет через банк, кассу местной администрации либо по почте (ст. 58 НК РФ). Иных способов перечисления денежных средств во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов законодательство не устанавливает.
В письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-313 Минфин продублировал эту позицию и добавил, что нельзя уплатить налог через терминал компании, не являющейся банком. Читаем между строк: финансисты, как и налоговики, не возражают против уплаты налоговых платежей через банкоматы и терминалы кредитной организации.
Финансовое ведомство отметило, что с вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О национальной платежной системе“» обязанность физического лица по уплате налога также будет считаться исполненной с момента передачи в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств без открытия счета. При условии, что гражданин правильно укажет в поручении соответствующий счет Федерального казначейства, а денежных средств, предоставленных банку, будет достаточно для перечисления.
Заметим, что Банк России придерживается того же мнения, что и чиновники. Это подтверждает Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2007 № 9756). Из пункта 1 этого документа следует, что кредитные организации вправе привлекать платежных агентов для осуществления приема денежных средств физических лиц только в качестве платы за услуги электросвязи, за наем жилого помещения и коммунальные услуги. Впоследствии кредитная организация обязана осуществить перевод принятых наличных в пользу лиц, оказывающих такие услуги. Получается, что делегировать платежному агенту право принимать от физических лиц денежные средства, предназначенные для уплаты налоговых платежей, кредитная организация не может.
Догадайтесь, кому повезет
Как мы уже сказали, позиция ведомств может иметь негативные последствия для налогоплательщиков. Ведь следующим шагом за указанием на незаконность уплаты налогов через платежных агентов скорее всего станет отказ инспекций признать обязанность по уплате налоговых платежей исполненной в таких случаях. А это повлечет серьезные проблемы. Инспекторы могут потребовать повторной уплаты налогов, начислят пени и штрафы. И оспаривать законность таких требований придется в судебном порядке.
Малоприятной может быть и перспектива возврата уплаченных денег платежным агентом, который, вполне возможно, к тому времени успеет добросовестно исполнить принятые на себя обязательства. Кстати, если гражданин согласен уплатить комиссию за перечисление налогового платежа, то почему «ущемление» его прав так беспокоит чиновников, что они готовы создать плательщику дополнительные проблемы? И все же, на наш взгляд, от уплаты налогов через терминал или банкомат, не принадлежащий непосредственно банку, стоит воздержаться. Лучше уплатить налог традиционным способом. А то себе дороже получится.