Налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). К сожалению, в вопросе не уточняется, в рамках каких мероприятий выставлено требование о представлении документов:
1) в рамках налоговой проверки контрагента в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ об истребовании у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации);
2) вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, когда налоговому органу необходима информация о конкретной сделке.
В первом случае инспекция вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором — только информацию, причем при запросе налоговый орган должен обосновать необходимость в ее получении.
Таким образом, если запрос направлен на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налогоплательщик может не представлять документы, ограничившись только информацией1.
Если требование выставлено в рамках налоговой проверки контрагента, то исходя из п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит ее, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. То есть в ходе проверки контрагента у налогоплательщика могут быть истребованы только документы, относящиеся к деятельности проверяемого налоговым органом налогоплательщика. Информация о самом поставщике не имеет отношения к проверяемому контрагенту, а касается непосредственно собственной хозяйственной деятельности налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право не исполнять подобное требование налогового органа (в части информации о деятельности самого налогоплательщика).
Вместе с тем налоговый орган может не согласиться с мнением организации, что документы затребованы неправомерно, и привлечь ее к ответственности. Отказ лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Свою позицию организации придется отстаивать в суде. Отметим, что до настоящего момента судебная практика по этому вопросу не была единообразной. В некоторых решениях суды признают правомерным привлечение к ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа, хотя запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. В постановлении ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 №А55-15446/2010 суд кассационной инстанции отметил, что «пределы оценки того, насколько документы (информация) касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, законом не определены».
Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.02.2011 № А55-10502/2010, от 18.01.2011 № А65-9605/2010 и Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621-11.
Однако полагаем, что привлечение к ответственности в данном случае будет неправомерным, поскольку налоговый орган не вправе требовать документы, касающиеся деятельности самого налогоплательщика. Такая позиция находит поддержку в судах.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2011 №А43-10932/2010 суд установил, что инспекция затребовала у налогоплательщика в том числе документы, подтверждающие приобретение организацией товаров, реализованных впоследствии проверяемому налогоплательщику.
Общество такие документы не представило, посчитав, что документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а касаются непосредственно деятельности общества. Суд такие действия общества поддержал, указав, что «неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не может являться основанием для привлечения лица к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ».
Такой же вывод нашел отражение в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2011 № Ф03-930/2011 и Поволжского округа от 02.08.2011 № А65-18729/2010.
Кроме того, помочь организации в отстаивании своей позиции в суде может ссылка на постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11. Текст этого постановления пока не опубликован, но на заседании Президиума ВАС РФ было оставлено в силе постановление суда апелляционной инстанции, в котором решение инспекции о привлечении к ответственности было признано недействительным. Суд отметил, что запрашиваемые документы не имели никакого отношения к проверяемому налогоплательщику, а следовательно, привлечение к ответственности за отказ от их представления неправомерно.
1 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 № 17АП-5133/2008-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Северо-Западного округа от 26.07.2010 № А56-73206/2009, от 22.04.2011 № А56-36253/2010 и Поволжского округа от 28.04.2011 № А55-17604/2010.