Никакие доплаты сторожам не производятся. Администрация объясняет это тем, что совмещение профессий и должностей не предусмотрено их трудовыми договорами, а за работу в выходные и праздничные дни доплата не положена, поскольку рабочие смены предусмотрены графиком.
Правильно ли это? Каким в рассматриваемом случае может быть график с учетом нормы рабочего времени? Какие доплаты должны быть установлены сторожам?
Режим рабочего времени, предусматривающий продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику); продолжительность ежедневной работы (смены); время начала и окончания работы, перерывов в работе; число смен в сутки; чередование рабочих и нерабочих дней устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 102 ТК РФ).
При разработке режима рабочего времени как для организации в целом, так и для отдельных работников необходимо помнить, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ).
Таким образом, режим рабочего времени, установленный в организации или для отдельных категорий работников, должен соответствовать нормам, определенным ТК РФ.
1 Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
2 Если при выполнении отдельных видов работ по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени, с тем чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года (ст. 104 ТК РФ).
В 2005 г. в соответствии с производственным календарем — 1981 рабочий час (при 40-часовой рабочей неделе).
3 При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).
К сожалению, автор вопроса не указал, в какое именно время сторожа должны находиться на рабочем месте, как именно составлен график их работы. Это не дает возможности дать конкретные рекомендации.
В то же время можно предположить следующее: сторожа должны выполнять свои трудовые обязанности в то время, когда другие работники организации не работают (как минимум в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни). Даже если сторожа работают по 8 часов в рабочие дни (с 00 до 6 часов и с 22 до 24 часов) и по 24 часа в выходные дни, то за неделю они должны отработать 88 часов (или по 44 часа каждый из двух сторожей). За год каждому из сторожей придется отработать в среднем по 2300 часов (без учета работы в нерабочие праздничные дни). Превышение нормы рабочего времени в данном случае очевидно.
4 Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).
Таким образом, если максимальная продолжительность междусменного отдыха у сторожей действительно составляет 24 часа, то можно говорить о грубом нарушении работодателем трудового законодательства.
Работодатель обязан разработать графики работы сторожей таким образом, чтобы в целом за год количество рабочих часов не превышало установленную норму (1981 час). При этом следует учесть, что ежегодный основной отпуск, периоды временной нетрудоспособности работника и другие периоды, в которые работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей по уважительной причине, уменьшают годовую норму рабочего времени.
С учетом продолжительности ежегодного отпуска (28 календарных дней, или 160 часов) норма рабочего времени на 2005 г. составляет 1821 час (1981 час - 160 часов). Если же учесть, что работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, имеют право на дополнительные отпуска (24 календарных дня, или 137,14 часа), то годовая норма рабочего времени должна быть еще меньше — 1683,86 часа.
Законный путь разрешения сложившейся проблемы — прием на работу еще хотя бы одного сторожа.
До приведения ситуации с графиками сменности сторожей в соответствии с требованиями ТК РФ работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных (т. е. произведенных за пределами нормальной продолжительности рабочего времени) работ, выполненных каждым работником (ст. 99 ТК РФ).
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором (ст. 152 ТК РФ).
Кроме того, необходимо помнить, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным и трудовым договорами (ст. 154 ТК РФ). Доплаты за работу в ночное время не могут включаться в тарифную ставку (оклад) работника и начисляются отдельно.
Работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, даже если произведена в соответствии с графиком, установленным работнику. Также в двойном размере должна быть оплачена работа, выполненная в день, который являлся выходным в соответствии с графиком работника (ст. 153 ТК РФ).
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). В случае повторного нарушения законодательства о труде лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются судами (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) или федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда (п. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).