Заработная плата работников федеральных государственных учреждений, государственных академий наук, федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в настоящее время индексируется согласно отраслевым актам. Например, в сфере образования действует письмо Минобрнауки России от 13.10.2011 № 02-370 «Об индексации фонда оплаты труда». Что касается работников бюджетной сферы регионального и муниципального уровней, решение о повышении фонда оплаты труда принимают соответственно региональные и муниципальные власти. В этом вопросе они руководствуются Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 г., утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010. Единые рекомендации гласят:
«...органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений с учетом индексации этих фондов».
Что касается коммерческих организаций, вопросы индексации регламентируются Трудовым кодексом РФ. Положение ст. 134 ТК РФ сформулировано крайне неопределенно, что затрудняет применение этой нормы. Исходя из буквального толкования статьи не ясно, индексация заработной платы — право или обязанность работодателя. С одной стороны, названная статья прямо не обязывает работодателя проводить индексацию, ее порядок устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами. С другой — в письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем» закреплено, что действующим законодательством порядок индексации не предусмотрен. По мнению Роструда, законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя проводить индексацию.
В настоящее время добиться индексации оплаты труда можно, обратившись в суд с исковым требованием. Иски об индексации заработной платы суды обычно удовлетворяют, если коллективным договором или локальными нормативными актами организации установлен механизм индексации и нарушение работодателями указанных положений влечет прямое нарушение трудового законодательства.
С учетом законодательной неопределенности и сложившейся практики можно констатировать, что индексация остается на усмотрение работодателя. Если организация не бюджетная, ответ на вопрос зависит от того, предусмотрены ли индексация и ее порядок в локальных актах. Если нет, индексацию вряд ли удастся вменить работодателю в обязанность. Права на повышение зарплаты в связи с ростом цен можно попытаться отстаивать в суде. Но оценить шансы на успех сложно.