Сразу скажем, что покупатель не прав и с 1 октября 2011 г. счет-фактуру при продаже имущества должника-банкрота арбитражный (конкурсный) управляющий оформлять не должен.
До указанной даты при продаже на территории РФ имущества банкротов налоговыми агентами признавались лица, уполномоченные осуществлять реализацию такого имущества, то есть организации или индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве продавцов. Об этом говорилось в п. 4 ст. 161 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 октября 2011 г. Контролирующие органы также разъясняли, что арбитражный (конкурсный) управляющий признается налоговым агентом по НДС по всем операциям, связанным с реализацией имущества должника, признанного по решению суда банкротом. Арбитражный (конкурсный) управляющий должен был предъявить покупателю НДС, исчисленный по ставке 18%, дополнительно к рыночной стоимости имущества, и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 164 НК РФ, письма ФНС России от 27.10.2010 № ШС-37-3/14250@ и Минфина России от 11.06.2009 № 03-07-11/155).
При этом Налоговый кодекс прямо не устанавливал обязанность лиц, осуществлявших реализацию имущества должников-банкротов, составлять счет-фактуру. В то же время Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг про-
даж, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, предусматривается составление счетов-фактур налоговыми агентами, перечисленными в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ. То есть до 1 октября 2011 г. на продавца имущества должника-банкрота возлагалась обязанность по выставлению покупателю счета-фактуры. Счет-фактура был необходим покупателю такого имущества, для того чтобы принять уплаченный НДС к вычету. Сами налоговые агенты — лица, уполномоченные реализовать принадлежащие компании-банкроту ценности, НДС к вычету, естественно, не принимали (п. 3 ст. 171 НК РФ). Покупатель же мог принять налог к вычету в общеустановленном порядке, то есть после оприходования приобретенных ценностей и при наличии соответствующих первичных документов и счетов-фактур, при условии, что имущество будет использоваться в операциях, облагаемых НДС (см., например, письмо Минфина России от 07.12.2011 № 03-07-11/339).
С 1 октября 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ. В частности, в ст. 161 НК РФ добавлен п. 4.1, которым установлен порядок уплаты НДС при реализации имущества должников-банкротов. Соответственно упоминание о таких операциях исключено из п. 4 ст. 161 НК РФ. Суть новаций заключается в том, что обязанности налоговых агентов перенесены с продавцов на покупателей (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) указанного имущества. Покупатель должен исчислить НДС расчетным методом и удержать соответствующую сумму из выплачиваемых продавцу доходов. Налоговая база по такой реализации определяется теперь как сумма дохода от продажи с учетом НДС.
Вопрос же о составлении счета-фактуры по таким операциям, что называется, повис в воздухе. Некоторые бухгалтеры посчитали, что счет-фактуру по-прежнему должен составлять продавец, хотя, на наш взгляд, никаких оснований для этого нет. Ведь продавцы имущества должников-банкротов больше не значатся в числе лиц, обязанных рассчитывать и уплачивать в бюджет НДС со стоимости реализованного имущества. Но, может быть, счет-фактуру в таком случае должен выписать сам покупатель?
Ясность внес Минфин России. В письме от 28.11.2011 № 03-07-09/43 финансисты указали, что обязанность составлять счета-фактуры при приобретении имущества должников-банкротов для налоговых агентов, указанных в п. 4.1 ст. 161 НК РФ, не установлена ни Налоговым кодексом, ни указанными Правилами. А значит, суммы НДС, уплаченные покупателем, принимаются к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога в качестве агента. При этом покупатель может сам составить счет-фактуру — это не будет являться нарушением и не может служить основанием для отказа в предоставлении вычета.
Таким образом, выставлять счет-
фактуру при продаже имущества должника-банкрота арбитражный (конкурсный) управляющий не должен. Покупатель может принять уплаченный НДС к вычету на основании платежного поручения, подтверждающего перечисление суммы налога продавцу имущества, и счет-фактура ему не потребуется.
Теперь что касается второго вопроса. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушались, поскольку НДС уплачивался в бюджет за счет средств покупателей имущества.
Но совсем недавно в правомерности такого подхода усомнился Президиум ВАС РФ в постановлении от 21.06.2011 № 439/11. Рассмотрев дело, в котором конкурсный управляющий перечислил в бюджет НДС с выручки от реализации имущества, бывшего предметом залога, с чем категорически не согласился залоговый кредитор (банк), высшие арбитры сделали несколько важных выводов. Во-первых, возложение обязанности по уплате НДС на организации и предпринимателей, реализующих имущество должника, нарушало положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ). НДС в таком случае должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ. При этом обязательные платежи в бюджет уплачиваются с соблюдением очередности, установленной Законом № 127-ФЗ. Требование об уплате таких платежей относится к четвертой очереди (п. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ). Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо. Во-вторых, реализуемое имущество являлось предметом залога и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы (п. 2 ст. 138 Закона № 127-ФЗ).
Внесенные в ст. 161 НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 г., не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ: НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона № 127-ФЗ. На наш взгляд, ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным. Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по‑прежнему придется в суде. Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона № 127‑ФЗ.