Сразу скажем, что действия налогового органа неправомерны. Налоговый орган является распорядителем доходов соответствующих бюджетов бюджетной системе РФ. Поэтому на нем лежит обязанность по розыску и возврату соответствующих платежей, при этом он вполне может прибегнуть к помощи УФК путем направления запроса. Однако на практике зачастую добиться возврата ошибочно уплаченных налогов довольно сложно. Но возможно. Например, в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2011 № А40-11149/11-115-37, в аналогичной ситуации организация направила обращение и в УФК, и в УФНС региона с просьбой возвратить неверно уплаченные суммы на расчетный счет налогоплательщика. И только после повторных обращений, спустя несколько месяцев, налог был возвращен.
Надеемся, что ситуация изменится после выхода писем Минфина России от 10.08.2011 № 02-04-09/3641 и от 02.11.2011 № 02-04-10/4819, в которых ведомство привело механизм возврата налогов в данной ситуации. Он заключается в следующем:
1. Компания должна подать заявление о возврате налога в свою территориальную инспекцию.
2. Инспекция в течение десяти рабочих дней после получения от компании заявления о возврате налога через свое УФНС направляет обращение и скан-образ заявления в электронном виде в УФНС по месту зачисления платежа.
3. УФНС России по месту зачисления ошибочного платежа подготавливает и передает соответствующее обращение в орган Федерального казначейства (ОФК) этого субъекта РФ не позднее следующего рабочего дня после получения документов.
4. ОФК возвращает платеж компании.
Отметим, что в случае задержки с возвратом налоговый орган обязан вернуть налог с процентами. Правда, налоговики с этим не согласны. В упомянутом деле организация обратилась в суд с требованием об уплате процентов за несвоевременный возврат, и арбитры удовлетворили иск. Суд отклонил довод инспекции о том, что возврат осуществлялся в порядке бюджетного законодательства, поэтому данную сумму следует считать ошибочно уплаченной суммой, следовательно, начисление процентов на нее неправомерно.
Свою позицию суд аргументировал так. В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат был произведен с нарушением этого срока.
Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на эту сумму начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Обязанность по исчислению и уплате процентов за несвоевременный возврат налогов не поставлена ст. 78 НК РФ в зависимость от того, какое из территориальных налоговых органов произвело или должно было произвести возврат. Тем более что возврат производится налоговым органом не со своего счета, а из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ.