В пункте 4 ст. 80 НК РФ указано, что налоговая декларация (расчет) может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения. При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета), представленной плательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по его просьбе на копии отчетности отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе.
Давайте разберемся, что такое «почтовое отправление с описью вложения». Согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (далее — Правила), почтовые отправления могут быть простые и регистрируемые.
Последние подразделяются на заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные. Они принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) под расписку о получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения.
Согласно п. 32 Правил регистрируемые почтовые отправления принимаются в объектах почтовой связи с обязательным указанием адреса отправителя. При приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Таким образом, можно предположить, что налоговый орган не принял декларации по причине неуказания на почтовом отправлении всех наименований юридических лиц, декларации от которых были вложены в письмо. Либо по причине отсутствия отдельной описи к каждой декларации.
Заметим, что и тот и другой вариант оформления почтового отправления являются нарушением Правил. Во-первых, в них упоминается «отправитель», а не «отправители». Во-вторых, почтовое отправление согласно п. 12 Правил сопровождается «описью вложений», но не «описями».
Можно предположить, что у всех юридических лиц, чьи декларации были отправлены в одном письме, единственный уполномоченный представитель. В этом случае на почтовом отправлении и в квитанции должен быть указан именно он. Напомним, что уполномоченный представитель налогоплательщика должен действовать на основании доверенности (ст. 29 НК РФ). Тогда порядок оказания услуг почтовой связи не нарушен. Однако вопрос с наличием (или отсутствием) нескольких описей это не решает. Этот вопрос может быть решен следующим образом: составляется одна общая опись на все вложения, а также отдельная опись к каждой декларации.
Подведем итоги: НК РФ, как мы уже сказали, иных требований в отчетности, представляемой по почте, кроме наличия описи вложений в почтовом отправлении не предъявляет. А отказ в ее принятии, исходя из формулировки ст. 80 НК РФ, возможен только в случае представления отчетности не по установленной форме. Либо при несоблюдении требований указанной нормы.
Таким образом, по нашему мнению, отказ налогового органа в рассматриваемой ситуации неправомерен при соблюдении нескольких условий. Первое — отчетность направлена от имени представителя юридических лиц. Второе — в письме присутствует сводная опись на все вложения и к каждой декларации составлена отдельная опись.