Арендодателем по договору является Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ). В договоре сумма арендной платы определяется без НДС. Часть арендной платы предприятие платило КУГИ, а часть — поликлинике. На основании ст. 161 НК РФ предприятие как налоговый агент удерживало из суммы арендной платы НДС, перечисляло ее в бюджет, а КУГИ перечислял сумму за минусом НДС. КУГИ направил в адрес предприятия письмо с требованием доплатить арендную плату на сумму НДС, заявляя, что НДС начисляется сверху.
С 01.01.2005 предприятие получило уведомление из КУГИ о том, что всю сумму арендной платы необходимо перечислять в Комитет финансов на лицевой счет поликлиники. С этой же даты предприятие применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». Остается ли предприятие налоговым агентом, и если да, то каким образом исчислять НДС?
В рассматриваемой ситуации договор аренды заключен с КУГИ. Поэтому предприятие-арендатор признается налоговым агентом.
В случае аренды государственного имущества у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления арендатор такого имущества признается налоговым агентом по НДС, который обязан исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Сумма налога, которую необходимо удержать и уплатить в бюджет, исчисляется налоговым агентом по расчетной ставке (например, 18/118) от налоговой базы (п. 4 ст. 164 НК РФ). Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3ст. 161 НК РФ).
Стоимость услуг по предоставлению государственного имущества в аренду облагается НДС. По общему правилу, изложенному в п. 1ст. 168 НК РФ, цена реализуемых в этом случае услуг увеличивается на сумму НДС.
Обязанность по предъявлению покупателю соответствующих сумм налога и выставлению счетов-фактур возложена на продавца услуг. Но в случае аренды государственного имущества арендодатель счета-фактуры не выставляет, поскольку его обязанности по исчислению и уплате налога исполняет арендатор (налоговый агент). Именно он определяет налоговую базу по НДС в соответствии с требованиями п. 3 ст. 161НК РФ. Для расчета налоговой базы ему необходима сумма с учетом НДС. До тех пор пока взять эту сумму из договора налоговый агент не может, он должен действовать следующим образом: на сумму, указанную в договоре, начислять НДС, а затем с полученной базы по расчетной ставке исчислять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Для того чтобы избежать начисления НДС сверх суммы арендной платы, в договор необходимо срочно внести изменения о том, что сумма арендной платы включает НДС.
В соответствии с п. 5ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
!Таким образом, и после перехода на УСН предприятие продолжает оставаться налоговым агентом, а следовательно, исполнять возложенные на него функции по исчислению НДС и уплате его в бюджет.
Существующие между сторонами договора разногласия по поводу размера арендной платы могут быть разрешены в судебном порядке. Суды в подобной ситуации встают на сторону арендодателя (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2004 № А19-12498/03-18-Ф02-1884/04-С1, от 17.09.2004 № А33-2354/04-С1-Ф02-3741/04-С2). О судебных решениях, принятых в пользу налогового агента, нам, к сожалению, не известно.