К сожалению, из публикации не ясно, помещался ли в данном случае товар в режим реэкспорта. Предполагаем, что нет. В связи с этим нас очень интересует: в каких случаях и в каком порядке (процедура) таможенный орган уменьшает таможенную стоимость товаров и возвращает таможенные пошлины?
Действительно, если после выпуска товаров обнаружится, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику, то согласно ст. 242 ТК РФ они могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта. Ранее уплаченные таможенные пошлины и налоги при этом возвращаются. Но для всего этого необходимо соблюсти следующие условия (п. 1 ст. 242 ТК РФ):
товар не использовался и не ремонтировался в Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование товара было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших его возврат;
товары могут быть идентифицированы таможенными органами;
товары вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Итак, для возврата таможенных пошлин в порядке реэкспорта необходим возврат товара иностранному контрагенту. Однако возврат некондиционного товара – не единственная мера, которую вправе применять продавец.
Так, согласно ст. 475 ГК РФ при поставке товара ненадлежащего качества продавец по своему выбору кроме отказа от договора и возврата товара продавцу, а также иных мер вправе, не возвращая товар, потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены.
Например, в рассмотренном в статье «Цена и таможенная стоимость импортного товара уменьшены…» случае импортер, выявив несоответствие качества поставленного товара условиям договора, потребовал от поставщика соразмерного уменьшения его покупной цены, а значит, не возвращал его продавцу, и, следовательно, не помещал под режим реэкспорта.
Таможенная стоимость в указанном случае была откорректирована в сторону уменьшения на абсолютно законном основании.
Все случаи заполнения форм корректировки таможенной стоимости (КТС), а значит, и осуществления самой корректировки, установлены в Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее – Инструкция), утвержденной приказом ФТС России от 20.09.2007 № 1166. Среди прочих оснований в подп. «в» п. 12 Инструкции установлено, что КТС заполняется при выявлении декларантом после выпуска товара «несоответствия цены этого товара и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической цене товара и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара».
Необходимо обратить внимание, что таможенная стоимость в подобной ситуации корректируется, если цена товара меняется только в связи с отклонением количества или качества. Если же товар поставлен в необходимом количестве и соответствующем качестве, а стороны уже после ввоза изменили цену товара просто по обоюдному согласию, то это не признается основанием для корректировки таможенной стоимости.
Как видно, во-первых, данная норма не устанавливает, что корректировка таможенной стоимости может осуществляться только в сторону увеличения. Следовательно, декларант вправе откорректировать ее и в сторону уменьшения при недостаче или поставке некондиционного товара.
А во-вторых, в отличие от реэкспорта, указанная норма не ставит возможность корректировки таможенной стоимости в зависимость от факта возврата некондиционного товара продавцу.
Более того, необходимо отметить, что возврат таможенных пошли и налогов при реэкспорте некондиционного товара, ранее выпущенного в свободное обращение, никак не связан с корректировкой таможенной стоимости. Как указывалось, все основания заполнения КТС указаны в п. 12 Инструкции, где подобного основания – реэкспорт – нет. Возврат таможенных платежей в данном случае является самостоятельным условием таможенного режима реэкспорта и не требует дополнительных действий.
Таким образом, если после выпуска товара вы обнаружили недостачу или же что поставленный товар является некондиционным и решили вернуть его продавцу для замены, ремонта или просто отказываетесь от этого товара, то единственное, что требуется для возврата ранее уплаченных пошлин и налогов, – это поместить товар под режим реэкспорта (подать ГТД) и вывезти его. Если же при обнаружении недостачи или некондиции вы решили оставить товар у себя и продавец согласился уменьшить покупную цену поставленного вам товара, то для возврата ранее уплаченных пошлин и налогов необходимо осуществить корректировку таможенной стоимости.
Особенности решения таможенными органами вопроса о возможности корректировки таможенной стоимости при выявлении несоответствия сведений о количестве или качестве товара установлены п. 39 приказа ФТС России от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации».
Прежде всего, декларант обязан представить подтверждение согласования претензий по несоответствию количества или качества товаров с лицом, ответственным за сохранность товара (продавец, перевозчик, страховщик), т.е. подтвердить факт недостачи или несоответствия качества товара условиям договора.
Из буквального толкования нормы следует, что указанная обязанность установлена только для тех случаев, когда таможенная стоимость товара была определена с применением метода 1 (ст. 19 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе»). Таким образом, при определении таможенной стоимости иными методами подтверждать недостачу или некондицию можно иными средствами, например заключением Торгово-промышленной палаты.
При этом необходимо учитывать, что в договоре может быть определен размер допустимого отклонения по количеству и качеству, в пределах которого лицо, ответственное за сохранность товара, претензий по количеству или качеству не принимает. Если выявленные несоответствия сведений о количестве или качестве товаров не превышают размер допустимого отклонения, то факт несоответствия таможенным органом не будет признан в качестве основания для уменьшения таможенной стоимости.
Решение о корректировке таможенной стоимости на соответствующий размер уменьшения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, вследствие несоответствия количества или качества товаров, выявленного после выпуска товаров, принимает региональное таможенное управление, в подчинении которого находится таможенный орган, оформивший данный товар.
С корректировкой таможенной стоимости в КТС одновременно корректируются и таможенные платежи. Суммы таможенных пошлин и налогов, уплаченные сверх скорректированного размера таможенных платежей, согласно ст. 355 ТК РФ являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Возврат согласно п. 2 ст. 355 ТК РФ осуществляется по заявлению плательщика, которое подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены таможенные платежи, не позднее трех лет со дня их уплаты.
Таким образом, отказ таможенного органа от корректировки таможенной стоимости товара, после выпуска которого обнаружена недостача, в случае если стороны внешнеторгового договора согласовали претензии по несоответствию количества (покупная цена товара уменьшена), является незаконным. А заявление таможенного органа о том, что корректировка таможенной стоимости и возврат таможенных платежей при обнаружении недостачи товара после его выпуска могут быть осуществлены только при помещении товара под таможенный режим реэкспорта, не соответствует таможенному законодательству. Кроме того, такое заявление не соответствует формальной логике: нельзя вывезти то, чего сторона не получила.
Возможность уменьшения декларантом таможенной стоимости и возврата таможенных платежей при выявлении недостачи или некондиции после выпуска товара подтверждается и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.11.2007 № Ф08-7730/07-2889А).