Нормативным актом, регулирующим порядок применения ККТ, является Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон).
Пунктом 1 ст. 4 Закона установлено, что требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.
После вступления в силу Закона Правительство РФ не приняло новый нормативный акт, устанавливающий требования к ККТ. Потому в настоящее время действует Положение по применению ККМ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745.
Подпунктом «г» п. 7 этого Положения установлено, что в организациях допускается применение исправных ККМ, которые оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».
В обязанности ЦТО входит проведение ежегодного технического обслуживания ККМ, по завершении которого составляется техническое заключение и на ККМ наносится средство визуального контроля — голограмма «Сервисное обслуживание». Данная обязанность установлена п. 7.1 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином РФ от 30.08.93 № 10, и п. 11.2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в РФ, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 06.03.95 № 2/18-95.Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за неприменение ККМ.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение ККМ» приведен перечень случаев, которые понимаются под неприменением ККМ. При этом отсутствие на ККМ средств визуального контроля в указанном перечне не упомянуто.
!Таким образом, при отсутствии голограммы на ККМ организация не может быть привлечена к административной ответственности (Постановление ВАС РФ от 30.03.2004 № 14447/03).
В заключение отметим, что налоговые органы придерживаются иного мнения, в соответствии с которым основанием для применения ст. 14.5 КоАП РФ является отсутствие визуального контроля, поскольку такие ККМ не допускаются к применению (Письмо МНС РФ от 14.08.2002 № АС-6-06/1243@).
При возникновении судебного спора с налоговыми органами по данному вопросу арбитражный суд в своем решении скорее всего учтет правовую позицию ВАС РФ и встанет на сторону организации.