Полагаем, что правильным следует считать тот вариант действий, который применяет ваша компания. Во-первых, этот вариант логически вытекает из экономической природы средств соцстраха, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваний в организации. Во-вторых, он рекомендован последними разъяснениями Минфина России (письма от 15.02.2011 № 03-03-06/2/33 и от 24.09.2010 № 03-03-06/1/615). Но рассмотрим вкратце и вариант учета таких сумм в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Учитываем как внереализационные доходы
Специалисты по бухгалтерскому учету нередко рекомендуют средства соцстраха, выделенные на профилактику травматизма, учитывать при расчете налога на прибыль организаций. Мотивировка такая. Организации в целях налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы. Перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. Такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мероприятий за счет средств ФСС России, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Эти средства не могут также рассматриваться как целевые поступления из бюджета в целях подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Перечень же внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым, а, кроме того, суммы финансового обеспечения, предоставленные соцстрахом, могут быть учтены в целях налогообложения как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Когда-то Минфин России придерживался примерно такой же позиции, разъясняя, что средства, выделенные из бюджета ФСС России на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников организации, не относятся к целевому бюджетному финансированию, поскольку понятия «бюджет» и «внебюджетный фонд» различны в бюджетном законодательстве. А значит, такие средства нужно учитывать в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 13.04.2005 № 03-03-01-02/107). С учетом положений п. 1 ст. 271 НК РФ такие доходы могут признаваться на дату уменьшения задолженности по страховым платежам на основании решения ФСС России. При использовании данного подхода расходы, осуществленные за счет предоставленных фондом средств, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Нет ни доходов, ни расходов
В упомянутых выше письмах от 15.02.2011 № 03-03-06/2/33 и от 24.09.2010 № 03-03-06/1/615 Минфин России рекомендовал не учитывать суммы предоставленного соцстрахом финансового обеспечения в составе доходов, несмотря на то что такие суммы не признаются целевыми поступлениями согласно подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Финансисты решили, что с учетом положений ст. 41 и 248 НК РФ такие средства в принципе не могут признаваться доходом, полученным организацией, поскольку экономической выгоды у страхователя при возмещении расходов за счет средств соцстраха не возникает. Ведь обеспечение профилактики производственного травматизма и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, осуществляется в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем календарном году. Такие поступления не влияют на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Расходы, произведенные в счет уплаты страховых взносов в ФСС России, также не должны учитываться в целях налогообложения прибыли.
Что касается представления отчета о целевом использовании имущества в составе годовой декларации по налогу на прибыль, то ФНС России дала разъяснения по этому вопросу в письме от 20.12.2011 № ЕД-4-3/21637@. Налоговики указали, в частности, что финансовое обеспечение профилактики производственного травматизма за счет средств ФСС России не поименовано в перечнях средств целевого финансирования и целевых поступлений, приведенных в ст. 250 НК РФ. Контроль целевого использования таких сумм осуществляют территориальные органы фонда, а не налоговые инспекции. А значит, при получении таких доходов лист 07 декларации по налогу на прибыль не заполняется. По тем же причинам не применяется в данном случае порядок включения использованных не по назначению сумм взносов в доходы при исчислении налога на прибыль организаций.
Добавим, что средствам соцстраха вообще не найдется места в декларации по налогу на прибыль. Ведь страховые взносы в полной сумме включаются в состав прочих расходов в периоде их начисления (подп. 45 п. 1 ст. 264, п. 1 и подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Финансирование предупредительных мероприятий осуществляется путем уменьшения задолженности по страховым взносам. То есть, осуществляя затраты, финансовое обеспечение которых взял на себя ФСС России, компания уменьшает тем самым сумму, подлежащую перечислению в бюджет внебюджетного фонда, но не сумму начисленных взносов. И даже если фонд не зачтет какие-либо расходы в счет уплаты страховых взносов, компания всего лишь доплатит деньги в пределах начисленных платежей, учтенных при исчислении налога на прибыль.
В отчетности по налогу на прибыль это никак не отразится. Другое дело, что в случае, когда компания понесла расходы на предупредительные меры до принятия фондом решения о предоставлении финансового обеспечения и учла соответствующие затраты при исчислении налога на прибыль, потребуется подать «уточненку» за период, в котором такие затраты были признаны (п. 1 ст. 81 НК РФ). Исключение из состава налоговых расходов затрат, профинансированных фондом, повлечет возникновение недоимки по налогу на прибыль и обязанность по уплате пеней. Очевидно, поэтому бухгалтеры и не любят пользоваться указанными разъяснениями финансового ведомства, предпочитая в целях налогообложения прибыли учитывать средства соцстраха в доходах. Однако, на наш взгляд, позиция финансистов полностью соответствует действующему законодательству.
Справочно
Объем средств, выделяемых ФСС России организациям на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, ежегодно определяется в федеральном законе о годовом бюджете фонда. В частности, в 2011 г. порядок и условия такого возмещения определены в Федеральном законе от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Согласно п. 7 ч. 1 ст. 7 этого документа, в 2011 г. на финансирование таких предупредительных мер и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, может быть выделено до 20% сумм «несчастных» страховых взносов, начисленных за предшествующий год.
Выделение средств осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. На 2011 г. порядок финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний работников определен постанов-лением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1232. Правила финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 № 101н (далее — Правила). Согласно п. 3 Правил, сумма, равная 20% «несчастных» страховых взносов, начисленных к уплате в ФСС России за прошлый год, уменьшается на выплаты страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма. А обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет фонда в текущем календарном году.
Для того чтобы получить финансовое обеспечение, компания должна представить в территориальный орган ФСС России соответствующее заявление, план финансового обеспечения предупредительных мер по форме, приведенной в приложении к Правилам, копию плана мероприятий по улучшению условий труда в организации и документы, обосновывающие необходимость принятия предупредительных мер в конкретном случае.
Получив от фонда положительное решение по вопросу финансового обеспечения расходов, направленных на принятие предупредительных мер, страхователь ведет учет израсходованных в счет уплаты страховых взносов денежных средств и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 10 и 11 Правил). В пункте 2 Правил содержится закрытый перечень расходов, которые могут быть профинансированы фондом.