С 1 ноября 2011 г. лица, участвующие в делах, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, получили право представлять документы в суд в электронном виде. Это ни в коей мере не отменяет общих требований АПК к представляемым документам.
В соответствии со ст. 125 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем или представителем организации при надлежащим образом оформленных полномочиях — доверенность прилагается к иску или направляется в отсканированном виде (подп. 5 п.1 ст. 126 АПК РФ).
Как сказано в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 121, суд должен установить, действительно ли иск подан лицом, подписавшим его. Для этого такому лицу могут предложить явиться в предварительное судебное заседание или представить оригинал иска, как, впрочем, и оригиналы любых других документов, поданных в электронном виде.
Что касается смены руководителя в период подготовки к судебному заседанию, по нашему мнению, неважно, на какой стадии процесса это произошло. Механизм подтверждения полномочий руководителя давно устоялся. Сведения о новом руководителе должны быть указаны в выписке из ЕГРЮЛ, которая обязательно представляется в судебное заседание. Если заседание суда назначено ранее даты получения свидетельства о смене, то новый руководитель или представитель может представить в суд расписку из ФНС о приеме документов на внесение изменений2, а также оригинал документа о назначении руководителя.
1 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ „О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации“».
2 Документы о смене руководителя подаются на регистрацию в ФНС России не позднее трех рабочих дней с даты назначения, срок регистрации — пять дней.