Актуальность воинского (как он правильно называется) учета для организаций не снизилась, обязанности по учету существуют, ответственность за их невыполнение установлена.
Обязанность граждан РФ состоять на воинском учете предусмотрена ст. 1 и 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а обязанность должностных лиц организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности обеспечивать исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством — п. 6 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение). Для реализации этого принципа установлено, что организации ведут воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с разделом III «Порядок осуществления воинского учета в организациях» Положения.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2), о чем сказано в п. 27 Положения. При приеме на работу ответственные за ведение воинского учета обязаны в соответствии с п. 30 Положения проверить у граждан, принимаемых на работу, наличие:
- отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности;
- документов воинского учета (а также их подлинность), отметок о постановке на воинский учет;
- мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ.
Кроме того, необходимо заполнить личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета и вносить впоследствии изменения. Следует также разъяснять работникам порядок исполнения обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета недочетах, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Помимо этого организация обязана (п. 32 Положения):
- в двухнедельный срок направить в военкомат сведения о принятых или уволенных работниках, подлежащих воинскому учету, и ответить на запрос военкомата о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на учете;
- не реже одного раза в год проводить сверку документов воинского учета работников с личными карточками, а затем эти сведения сверять с военкоматами;
- если в организации работают юноши 15—16 лет, ежегодно в сентябре представлять их списки, а до 1 ноября ежегодно — списки подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.
Руководитель организации должен выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляют соответствующие военные комиссариаты (п. 33 Положения).
Наиболее подробно порядок учета определен в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ и разработанных после принятия постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Как ведомственный документ эти рекомендации не являются обязательными, но позволяют кадровикам правильно и в полном объеме вести учет военнообязанных. Кроме самих рекомендаций по воинскому учету документ содержит много полезных приложений, например порядок осуществления контроля, механизм проверок военкоматами и критерии оценки ведения воинского учета в организации, перечень военно-учетных специальностей для женщин, формы необходимых документов и порядок проведения сверок.
За состояние воинского учета в организации отвечают их руководители (п. 9 Положения). Но главой 21 КоАП РФ предусмотрена ответственность не только руководителей, но и ответственных или должностных лиц. То есть тех, у кого ведение воинского учета входит в обязанности согласно должностной инструкции либо такая обязанность возложена на них приказом по организации.
Кстати, нередко возникают вопросы об оплате работнику, осуществляющему воинский учет в организации. Пунктом 12 Положения предусмотрено, что в организациях, где на таком учете состоит менее 500 работников (а это подавляющее большинство компаний в стране), обязанности по учету возлагаются в порядке совместительства (как правило, на работников кадровых служб). Если на воинском учете состоит более 500 граждан, число освобожденных работников (занимающих должность, например, специалиста по воинскому учету или ответственного за ведение воинского учета согласно штатному расписанию), определяется так: от 500 до 2000 военнообязанных — один специалист, от 2000 до 4000 — два, далее на каждые 3000 по одному освобожденному работнику. Число военнообязанных, состоящих на учете, определяется на 31 декабря.
Естественно, нет никаких препятствий для коммерческой организации ввести в штатное расписание должность ответственного за осуществление воинского учета и установить размер оплаты при любом количестве состоящих на учете.
Административная ответственность за нарушение обязанностей, связанных с воинским учетом
Состав административного правонарушения |
Ответственность (штраф) |
Норма КоАП РФ |
Непредставление в установленный срок в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет |
От 300 до 1000 руб. |
Статья 21.1 |
Неоповещение работников о вызове их по повестке военкомата или необеспечение возможности своевременной явки по вызову |
От 500 до 1000 руб. |
Статья 21.2 |
Несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете |
От 300 до 1000 руб. |
Пункт 3 ст. 21.4 |