К сожалению, в данном случае без проблем не обойтись. Объясним, в чем тут дело.
Для целей налогообложения прибыли расходы на рекламную акцию в виде раздачи продукции организации за отчетный (налоговый) период принимаются к учету в пределах норматива. Он составляет 1% выручки, определяемой по ст. 249 НК РФ.
Что касается НДС, то, по мнению чиновников, в этом случае компания может принять к вычету сумму налога также в пределах норматива, установленного для целей налогообложения прибыли. Основание — п. 7 ст. 171 НК РФ. Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 17.02.2011 № 03-07-11/35, от 06.11.2009 и УФНС России по г. Москве от 10.04.2009 № 16-15/034903.
Но с такой точкой зрения можно поспорить. Дело в том, что чиновники по-своему трактуют норму, изложенную в п. 7 ст. 171 НК РФ. Судите сами.
Для наглядности процитируем эту норму Кодекса: «Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В случае если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам».
Итак, в абз. 1 речь идет только о таких нормируемых для целей налогообложения прибыли затратах, как командировочные и представительские расходы. Заметим, что с 1 января 2009 г. при расчете налога на прибыль командировочные расходы учитываются в размере фактически понесенных затрат (подп. 12. п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, условия для принятия к вычету «входного» НДС в настоящее время относятся только к представительским расхода.
А вот вторым абзацем п. 7 ст. 171 НК РФ установлено ограничение по размеру вычета. Зачесть можно только сумму налога, которая соответствует сумме затрат, включенной в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом не уточнено, относится данное правило только к представительским расходам или же речь идет о всех расходах, нормируемых для целей налогообложения прибыли. Как мы уже сказали, чиновники считают, что в абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ речь идет о всех нормируемых расходах. Поэтому ограничение в размере вычета НДС должно применяться как по расходам, прямо поименованным в абз. 1 данной статьи (представительским и командировочным), так и ко всем остальным нормируемым расходам (например, к рекламным расходам).
Арбитражная практика по данной проблеме неоднозначна, но в последнее время складывается в пользу налогоплательщиков. Некоторые суды поддерживают налоговиков и считают, что вычет НДС лимитируется по всем расходам, которые нормируются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Такой вывод содержится в постановлениях ФАС Уральского округа от 17.08.2009 № Ф09-5852/09-С2 и Запад-но-Сибирского округа от 30.05.2007 № Ф04-3421/2007(34717-А70-26).
Однако есть судебные решения, в которых содержатся прямо противоположные выводы: положение абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ нельзя применять в отношении всех расходов, которые нормируются при расчете налога на прибыль. Суды указывают на то, что такой подход налоговых органов является неправомерным (постановления ФАС Московского округа от 12.11.2009 № КА-А40/11969-09, от 13.07.2009 № КА-А40/6444-09, Северо-Кавказского округа от 03.06.2009 № А53-9907/2008-С5-44 и Поволжского округа от 22.01.2008 № А55-5349/2007).
Более того, в 2010 г. по этой проблеме высказался Президиум ВАС РФ. В постановлении от 06.07.2010 № 2604/10 по делу № А75-5296/2009 сказано, что п. 7 ст. 171 НК РФ применяется исключительно к представительским и командировочным расходам.
Если вы не хотите спорить с проверяющими, то вам лучше ограничить размер вычета НДС за I квартал 2012 г. Но здесь возникает вопрос: можно ли в последующих налоговых периодах по НДС принять к вычету сумму налога, если для целей налогообложения прибыли расходы перестанут быть нормируемыми? Ведь налоговая база по налогу на прибыль определяется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ). Поэтому вполне вероятно, что расходы, которые были признаны сверхнормативными в одном отчетном периоде, перестанут быть таковыми в следующих отчетных периодах. То есть компании смогут их учесть при расчете налога на прибыль. Однако для НДС налоговым периодом является квартал, и этот налог не рассчитывается нарастающим итогом с начала года.
К сожалению, в Налоговом кодексе нет ответа на этот вопрос. Но есть разъяснения специалистов Минфина России, причем в пользу налогоплательщиков. По их мнению, в рассматриваемой ситуации организации могут без проблем принять НДС к вычету в тех периодах, когда расходы для целей налогообложения прибыли перестали быть сверхнормативными (письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285).
Свою позицию финансисты аргументируют следующим образом. Вычет НДС по нормируемым расходам прямо зависит от того, какие суммы затрат были учтены при расчете налога на прибыль. Как мы уже заметили выше, налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Следовательно, только по окончании года организация сможет точно определить сумму нормируемых расходов, которые были включены в налоговую базу. Поэтому сверхнормативные расходы, не учтенные, например, в I квартале, могут быть включены в расчет в более поздние периоды. Значит, и НДС по таким расходам можно зачесть в том периоде, когда затраты были признаны в налоговом учете по налогу на прибыль.
Обратите внимание, никаких уточненных деклараций организация сдавать не должна. Ведь НДС будет принят к вычету в том периоде, в котором у организации возникло право на зачет «входного» налога. Бухгалтер должен еще раз зарегистрировать в книге покупок первоначально полученный счет-фактуру. А вот сумма налога будет указана на основании справки бухгалтера.