Рекламный видеоролик — это аудиовизуальное произведение, признаваемое объектом авторских прав (п. 1 ст. 259 ГК РФ). По общему правилу приобрести авторские права на аудиовизуальное произведение можно только по договору об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 и 1285 ГК РФ). По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) только право использования такого результата или средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 и 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет перехода исключительного права к лицензиату (ст. 1236 ГК РФ).
Нет исключительных прав — нет и НМА
Приобрести исключительные права на рекламный видеоролик можно лишь по договору об отчуждении права, а в случае, когда заключен лицензионный договор, речь идет о приобретении только права пользования исключительными правами.
В налоговом учете объект признается НМА при единовременном выполнении ряда условий. В частности, НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение более чем 12 месяцев. Кроме того, бухгалтер должен располагать надлежаще оформленными документами, подтверждающими существование самого НМА и (или) исключительного права налогоплательщика на него (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Следовательно, для того чтобы признать в целях налогообложения прибыли в качестве НМА рекламный видеоролик, компания должна обладать исключительным правом на него. В ситуации, описанной в вопросе, таких прав нет, а значит, и нет оснований учитывать ролик в качестве НМА. Разберемся, как можно списать в таком случае расходы на приобретение ролика и затраты, связанные с его демонстрацией.
Расходы на приобретение ролика…
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Таким образом, видеоролик, рассказывающий об автомобиле как объекте рекламирования, продвижение которого на региональном рынке осуществляет рекламодатель — дилерский центр, безусловно, является рекламой. Расходы на рекламу, в частности, производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Такие расходы при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ можно признать полностью на дату расчетов, согласованную сторонами в заключенном договоре, или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть списать стоимость ролика на текущие расходы можно одномоментно, что подтверждается, например, письмом Минфина России от 31.10.2011 № 03-03-06/1/703.
На наш взгляд, в случае, когда рекламный ролик используется в течение нескольких отчетных периодов, налогоплательщику во избежание налоговых споров целесообразно самостоятельно распределить расходы между отчетными периодами с учетом равномерности признания доходов и расходов (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Обратите внимание: расходы на создание рекламного ролика подлежат нормированию. Объясним почему. К ненормируемым отнесены расходы, поименованные в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Это затраты на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, расходы на световую и иную наружную рекламу, на участие в выставках, ярмарках, экспозициях и некоторые другие. Перечисленные в этом перечне расходы учитываются при расчете налога на прибыль в размере фактически потраченных на их осуществление денежных средств. Все остальные затраты рекламного характера учитываются в составе прочих расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Как видите, расходы на приобретение (создание) рекламного ролика не упомянуты в списке ненормируемых рекламных расходов. Следовательно, они учитывается в пределах установленного лимита.
Не забудьте о том, что, если в периоде принятия ролика к учету его стоимость не уложилась в норматив, это не означает, что в дальнейшем сверхлимитную стоимость ролика нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль. Если по итогам последующих отчетных периодов расходы на ролик уложатся в однопроцентный лимит, то они могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
...и его показ
Теперь что касается расходов на показ ролика. Это тоже рекламные расходы. Поэтому для того, чтобы понять, в каком порядке они включаются в состав расходов (нормируются или нет), нужно также исходить из вышеприведенных норм НК РФ.
Заключив договор на размещение рекламного ролика с телекомпанией или разместив баннер в Интернете, организация сможет учесть оплату по соответствующим договорам без всяких ограничений. При этом нужно документально подтвердить факт проката ролика. Подтверждающими документами могут являться, например, эфирные справки телерадиостанций и отчеты исполнителей о проделанной работе (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 № А56-4088/2006).
А вот затраты по договору о показе ролика на телеэкране в супермаркете можно учесть только в пределах 1% выручки. Это связано с тем, что таких расходов в списке ненормируемых рекламных затрат, приведенных, в абз. 2—4 ст. 264 НК РФ нет.
справка
Законодательство относит к аудиовизуальным произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. При этом способ первоначальной и последующей фиксации произведения (фильм, видеофильм, телефильм) не имеет значения (ст. 1263 ГК РФ)