Напомним, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 41 НК РФ).
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).
Таким образом, при безвозмездной передаче имущества налогоплательщик не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным ст. 41 НК РФ, у него не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли. При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества на основании п. 16 ст. 270 НК РФ также не учитываются в составе расходов налогоплательщика.
Указанный подход подлежит применению и в случае безвозмездной передачи ценных бумаг. При безвозмездной передаче ценных бумаг, в частности ОВГВЗ, у передающей их организации дохода в виде рыночной стоимости безвозмездно передаваемых ценных бумаг, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций, не возникает.
Что касается денежных средств, полученных организацией в виде процентного (купонного) дохода по облигациям внутреннего государственного валютного займа, при безвозмездной передаче таких денежных средств у передающей организации дохода (расхода) для целей налогообложения прибыли не возникает.