Ваш вопрос связан с необходимостью определить статус производителя-монополиста (далее - производитель) на товарном рынке, регулируемом законодательством о конкуренции.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные требования);
- согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован;
- экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Перечисленные существенные ограничения деятельности участника рынка применимы только к тем лицам, которые занимают на рынке доминирующее положение. Доминирующее положение характеризуется наличием у хозяйствующего субъекта возможности оказывать решающее влияние на реализацию товара на соответствующем товарном рынке либо этот субъект обладает возможностью устранять или ограничивать доступ на этот товарный рынок других участников рынка. Если общество занимает доминирующее положение на рынке запасных частей определенного вида, то на него в полной мере будут распространяться все ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Однако такому выводу должно предшествовать исследование рынка в целях определения наличия доминирующего положения производителя на соответствующем товарном рынке. В случае подтверждения наличия его доминирующего положения на рынке запасных частей определенного вида перечисленные в вопросе действия с большой долей вероятности будут являться нарушением п. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Если производитель действительно занимает доминирующее положение на товарном рынке запасных частей, то его действия, запрещающие контрагентам реализацию аналогичных запчастей других производителей и продажу его запасных частей по ценам не ниже установленных им, нарушают помимо ст. 10 Закона N 135-ФЗ также положения ст. 11 этого Закона. Данная норма устанавливает для хозяйствующих субъектов запрет на заключение таких соглашений, которые приводят или могут привести к определенным последствиям:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);
- созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Допускается только заключение вертикальных соглашений, т.е. соглашений между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Вместе с тем для их заключения должны соблюдаться два условия. Во-первых, они оформляются в виде договоров коммерческой концессии о передаче права пользования комплексом исключительных прав продавца (правообладателя), например на товарный знак или знак обслуживания. Во-вторых, доля каждого из этих хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не должна превышать 25%.
В соответствии с практикой применения антимонопольного законодательства соглашения, в которых устанавливается запрет на продажу продукции конкурентов, а также цена перепродажи товара, рассматриваются, как правило, как нарушение антимонопольного законодательства, а именно ст. 11 Закона N 135-ФЗ.
В отношении права производителя требовать от контрагентов предоставления отчетов и доступа к их информационной базе и на товарный склад сообщаем следующее.
Положения п. 3 ст. 11 Закона N 135-ФЗ запрещают физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, особенно если такая координация приводит или может привести к возникновению условий, ограничивающих конкуренцию. Кроме того, если такая обязанность контрагента указана в условиях договора на приобретение у общества или его торгового представителя запасных частей, то возникает нарушение пп. 3 п. 1 ст. 10 и пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, запрещающих навязывание контрагентам условий договора, невыгодных для них.
Таким образом, требование о предоставлении отчетов и допуске к их информационной базе и на товарный склад не согласуется с законодательством о защите конкуренции.
Вместе с тем такие действия могут быть признаны допустимыми, если хозяйствующий субъект, в частности производитель, представит доказательства того, что их совершение не влечет возможность устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке и наложения на их участников или третьих лиц ограничений, а также если их результатом является или может являться, например, получение покупателями преимуществ (выгод) или совершенствование производства и реализации товаров.
Необходимо отметить, что, если вы предоставляете доступ к своей информационной базе, у вас возникает риск того, что конфиденциальная информация, полученная при ознакомлении с ней, может быть разглашена производителем или использована им в своих интересах.
До января 2008 г. охрана конфиденциальной информации в рамках гражданско-правовых отношений регулировалась Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
В настоящее время данный Закон распространяется только на информацию, составляющую секрет производства (ноу-хау), к которой согласно ст. 1465 ГК РФ относятся любые сведения, в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющих действительную или потенциальную коммерческую ценность.
Перечень информации, составляющей секрет производства, определяется ее обладателем, т.е. вами, и указывается в договоре, заключаемом с производителем на приобретение запасных частей.
За незаконное разглашение этой информации ст. 1472 ГК РФ предусмотрена ответственность в виде возмещения убытков, а также разрешено установить в договоре иную ответственность.
Обобщая изложенное, следует отметить, что действия производителя, указанные в поставленном вопросе, можно квалифицировать как нарушение антимонопольного законодательства, в частности Закона N 135-ФЗ, в случае если он занимает доминирующее положение на товарном рынке запасных частей. Для определения такого положения необходимо исследование товарного рынка.
При наличии документов, подтверждающих указанные в вопросе факты, можно обратиться с заявлением в антимонопольные органы в порядке, предусмотренном гл. 9 Закона N 135-ФЗ, в целях всестороннего рассмотрения данного вопроса и применения мер административного реагирования в случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства.