По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание с 2012 г. перейти на «упрощенку», должны были подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в период с 1 октября по 30 ноября 2011 г. (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма заявления о переходе на УСН и другие бланки, рекомендованные при применении «упрощенки», сейчас утверждены приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@. Положения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ не предусматривают принятия налоговиками какого-либо решения по данному заявлению. Следовательно, заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер и запретить вам применение спецрежима, в частности, в случае нарушения срока подачи такого заявления, на наш взгляд, налоговики не могут. С одной стороны, ФНС России в свое время согласилась с этим, в письме от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ не рекомендовав территориальным инспекциям отказывать налогоплательщикам в применении «упрощенки». В частности, федеральная служба не рекомендовала направлять налогоплательщикам уведомление о невозможности применения УСН (соответствующая форма № 26.2-3 была утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, в настоящее время утратившим силу). Эти выводы ФНС России подтвердила и в сравнительно недавнем письме от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10690. В то же время в письме от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ фискалы отметили, что инспекция вправе не рассматривать заявление, представленное с нарушением срока. Позднее приказом от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ ФНС России утвердила для такого завуалированного отказа специальную форму № 26.2-5, в которой не содержится выводов о правомерности перехода на УСН, а только констатируется, что заявление подано с нарушением срока, в связи с чем рассматривать его налоговики не станут.
Как ни странно, подтверждение своей позиции налогоплательщики могут найти в письмах Минфина России. Например, рассмотрев ситуацию, в которой по итогам девяти месяцев текущего года средняя численность работников организации превышала 100 человек, но к концу года приводилась в соответствие с критерием, установленным подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, финансисты разъяснили, что компания может применять УСН со следующего года. К такому выводу чиновники пришли в письмах от 01.12.2009 № 03-11-06/2/254 и от 25.11.2009 № 03-11-06/2/248. Между тем понятно, что в такой ситуации срок на подачу заявления о переходе на «упрощенку», вполне возможно, будет нарушен.
Судебная практика по данному вопросу противоречива. В ряде случаев, обжалуя неправомерность направления налоговиками уведомления о невозможности применения УСН, коммерсанты добивались успеха. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 30.09.2009 № Ф09-7367/09-С3 отметил, что организации и индивидуальные предприниматели переходят на УСН добровольно. Основания для отказа налогоплательщику в применении УСН из-за нарушения срока подачи заявления НК РФ не предусмотрены, поэтому данное обстоятельство не является основанием для того, чтобы не признавать право налогоплательщика в переходе на «упрощенку» с начала очередного налогового периода. Важным судьи в данном случае посчитали сам факт уведомления бизнесменом налогового органа о переходе на спецрежим (соответствующее заявление налогоплательщик подал в конце декабря года, предшествовавшего желаемому периоду начала применения «упрощенки»). По мнению арбитров, подав заявление позже установленного срока, налогоплательщик не нарушил порядок перехода на УСН и был вправе применять данный спецрежим. Тот факт, что нарушение срока подачи заявления на «упрощенку» само по себе не лишает компанию права на применение спецрежима, подтвердили и арбитры ФАС Дальневосточного округа, указав, что этот срок не является пресекательным (постановление от 17.07.2009 № Ф03-3432/2009). Из данного судебного акта следует сделать вывод, что инспекция по крайней мере должна учитывать обстоятельства, вследствие которых заявление было подано с нарушением срока. Так, в случае, рассмотренном ФАС Дальневосточного округа, компания внесла в учредительные документы изменения, позволившие ей претендовать на применение УСН, только в декабре года, предшествующего году желаемого перехода на спецрежим.
Однако в ситуации, рассмотренной ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.07.2008 № Ф08-4328/2008, арбитры встали на сторону инспекции, признав обязанность бизнесмена уплатить налоги и штрафы по общему режиму налогообложения с учетом несвоевременной подачи заявления о переходе на УСН. Судьи пришли к выводу, что добровольный характер перехода на «упрощенку» заключается в свободе выбора между спецрежимом и общей системой налогообложения, но не в праве компании или бизнесмена осуществлять переход на УСН произвольно, без соблюдения правил, установленных главой 26.2 НК РФ. К аналогичным выводам пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 14.11.2006 № Ф09-10000/06-С1.
Таким образом, применяя спецрежим в ситуации, описанной в вопросе, компания должна быть готова к неизбежным доначислениям налогов, пеней и штрафов по результатам проверок. Отстаивать свое право на применение «упрощенки» в этом случае рано или поздно все равно придется в суде. Отметим, что, на наш взгляд, при разрешении подобного спора и суды, и вышестоящие налоговые органы обязаны учитывать добросовестность характера действий инспекции. Например, в упомянутом судебном решении ФАС Северо-Кавказского округа арбитры не учли, что в период, предшествовавший проведению выездной проверки, инспекция, по-видимому, без особых претензий принимала от налогоплательщика квартальные и годовые декларации по «упрощенке», бизнесмен уплачивал налог в связи с применением УСН, в связи с чем госорганом были открыты соответствующие лицевые счета, и т.д. К сожалению, коммерсант не обжаловал решение окружного суда в ВАС РФ со ссылкой на указанные аспекты.