На первый взгляд система налогообложения в виде ЕНВД довольна проста: есть вид деятельности, для него определен физический показатель, которому соответствует определенная базовая доходность. Виды деятельности, которые местные власти вправе перевести на «вмененку», определены в ст. 346.26 НК РФ. Всего в списке 14 видов деятельности. Вместе с тем вопросов о том, какой режим налогообложения следует применять к тем или иным видам, довольно много. Предрейсовые технические осмотры как раз один из таких спорных видов.
В НК РФ приведены лишь общие названия видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно введение ЕНВД, а для того, чтобы понять, входит ли та или иная деятельность в эту сферу, необходимо обращаться к специальным классификаторам. Один из них — Общероссийский классификатор услуг населению (утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, далее — ОКУН), второй — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, далее — ОКВЭД).
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под ЕНВД подпадают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Под этими услугами в целях ЕНВД подразумеваются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Основные положения). Согласно п. 3 Основных положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов и др., если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (п. 11 Основных положений). Данный Перечень является приложением к Основным положениям. Таким образом, проведение предрейсового осмотра автомобилей является обязательной процедурой для должностных и иных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
На некоторых автотранспортных предприятиях ремонт и обслуживание осуществляют специалисты организации или непосредственно водители, а предрейсовый осмотр, без которого невозможен допуск транспортных средств на маршрут, проводит сторонняя компания.
Посмотрим, можно ли отнести этот вид деятельности к техническому обслуживанию? Как мы уже сказали, услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств являются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН. Однако в ОКУН деятельность по предрейсовому осмотру отсутствует.
Соответствующий вид деятельности имеется в ОКВЭД — код 74.30.7 «Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств». В ОКУН указаны лишь «Контрольно-диагностические работы» (код 017104) в разделе «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования».
И именно на этом основании налоговые органы заставляют налогоплательщиков переводить на ЕНВД и услуги по осмотрам. Однако предрейсовый осмотр и техническое обслуживание — не одно и то же. Поэтому применять ЕНВД в отношении первого вида деятельности не нужно. Аналогичный вывод следует из судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2009 № А05-7740/2008).
Отметим, что письмами контролирующих органов, разъясняющих данный вопрос, мы не располагаем.