По нашему мнению, действия инспекции в данном случае неправомерны. Можно попытаться обжаловать решение ревизоров в вышестоящий налоговый орган, но скорее всего отстаивать свою правоту предпринимателю в конечном итоге придется в суде.
Некоторые виды предпринимательской деятельности, в том числе розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, по решению местных властей могут быть переведены на уплату ЕНВД (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Если на территории муниципального образования такое решение принято, на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, распространяются положения главы 26.3 НК РФ. В частности, положения ст. 346.28 НК РФ, предусматривающие обязанность предпринимателей — плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (по общему правилу) либо по месту жительства физического лица (при осуществлении вида деятельности, который затруднительно привязать к определенной территории).
Официальная позиция контролирующих органов заключается в том, что никаких исключений для плательщиков, уже состоящих на учете в данной инспекции по другим основаниям, Налоговый кодекс РФ не предусматривает и вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД следует в любом случае (см., например, письма Минфина России от 27.09.2010 № 030208/58 и от 03.06.2009 № 031106/3/154). Получается, что уже действующий предприниматель, начав новый бизнес, подлежащий переводу на «вмененку», на территории, подведомственной «своей» инспекции, должен встать в ней на налоговый учет повторно. Подать соответствующее заявление в инспекцию нужно в пятидневный срок со дня начала осуществления такой деятельности. А в течение пяти дней после получения такого заявления инспекция выдаст уведомление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Нарушение предпринимателем установленного срока подачи заявления о постановке на учет в инспекции или ведение деятельности без постановки на учет влечет ответственность, установленную ст. 116 НК РФ. За нарушение срока подачи заявления предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет наказание более серьезное: штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Судебная практика по данному вопросу противоречива. Так, арбитры ФАС Поволжского округа в постановлении от 27.09.2011 № А067317/2010 приняли сторону налоговиков. Судьи указали, что обязанность предпринимателя встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД установлена независимо от того, состоит ли он на учете в этом налоговом органе по иным основаниям. И признали правомерным привлечение бизнесмена к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.
В то же время судьи ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 01.02.2012 № Ф036996/2011 поддержали налогоплательщика. Арбитры решили, что на бизнесмена, состоящего на учете в инспекции по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в этой же инспекции по иному основанию. На наш взгляд, выводы арбитров в последнем судебном акте полностью соответствуют положениям налогового законодательства. Ведь о деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя инспекция по месту его жительства в любом случае осведомлена, а карточку лицевого счета по новым обязательствам (ЕНВД) можно открыть и без заявления о постановке на налоговый учет, получив от бизнесмена соответствующую налоговую декларацию. А кроме того, выводы арбитров ФАС Дальневосточного округа согласуются с позицией ВАС РФ, сформулированной в п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».