Государственному контролю подлежат все лекарственные средства, произведенные на территории РФ и ввозимые на территорию РФ (ст. 8 Закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; далее — Закон № 86-ФЗ).
На основании ст. 21 Закона № 86-ФЗ к числу юридических лиц, которым разрешен ввоз лекарственных средств на территорию РФ, относятся организации оптовой торговли лекарственными средствами.
На территорию РФ можно ввозить лекарственные средства, качество которых подтверждено сертификатом организации — производителя лекарственных средств, удостоверяющим, что ввозимые лекарственные средства произведены в соответствии с государственным стандартом качества лекарственных средств, установленным федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (п. 7 ст. 20 Закона № 86-ФЗ).
Следовательно, если на приобретаемые лекарственные средства, подлежащие обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в РФ, или сертификат вообще отсутствует, то для их импорта в РФ следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.
Правила проведения сертификации лекарственных средств в Системе ГОСТ утверждены Постановлением Госстандарта РФ от 24.05.2002 № 36. В нем указано, что требование к сертификации распространяется как на отечественные, так и на импортные лекарства. Срок действия сертификата на партию (серию) лекарственных средств не устанавливается. Сертификат действителен при поставке, продаже партии продукции в течение срока годности лекарственного средства, установленного нормативными документами.
В бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара относятся к затратам на их приобретение (см. п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н), которые потом формируют фактическую себестоимость товаров, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету.
В налоговом учете затраты на обязательную сертификацию ввозимых товаров являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, относятся к косвенным расходам и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Основание: при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ, согласно которой суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-
покупателя, если они не включены в цену приобретения товаров, относятся к прямым расходам. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Исходя из вышеуказанного, по нашему мнению, затраты на обязательную сертификацию ввозимых товаров у организации оптовой торговли, которая рассчитывает налог на прибыль методом начисления, следует отражать в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 264 НК РФ. Если организация использует кассовый метод, то расходы на сертификацию ввозимых товаров должны отражаться ею в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены (в момент оплаты независимо от срока действия сертификата) (п. 3 ст. 273 НК РФ).
В соответствии со ст. 19 Закона № 86-ФЗ лекарственные средства могут продаваться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Государственная регистрация наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в медицине в качестве лекарственных средств и подлежащих государственному контролю в соответствии с Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», сопровождается внесением указанных средств и веществ в соответствующие списки в порядке, определенном указанным Законом.
По нашему мнению, расходы по государственной регистрации лекарственных средств, которые осуществлены организацией — оптовым продавцом в соответствии с действующим законодательством, могут ею учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль на основании ст. 252 НК РФ, в которой указано, что организация может уменьшать полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных затрат (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В заключение отметим, что аналогичное мнение было высказано налоговыми органами в Письме УМНС России по г. Москве от 05.08.2005 № 20-12/56787.