Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон) предусмотрено, что иностранные граждане могут обладать участками из земель данной категории только на праве аренды.
Для ответа на вопрос проанализируем нормы Земельного кодекса РФ, Договора от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» (далее — Договор), а также положения земельного законодательства Республики Беларусь.
Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, введены иные правила, чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ, применяются правила международного договора (ст. 4 ЗК РФ).
В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, пользование и распоряжение имуществом (п. 1 ст. 8 Договора).
Некоторыми комментаторами ст. 3 Закона было высказано мнение о том, что приведенная норма Договора позволяет считать, что среди иностранцев граждане Республики Беларусь имеют особое положение (при этом не уточнялось, в чем конкретно оно заключается). Если имеется в виду, что в силу п. 1 ст. 8 Договора на них не распространяются ограничения по приобретению в собственность земель сельскохозяйственного назначения, то автор с этим не согласен.
Если допустить, что граждане Республики Беларусь имеют на это право, то в силу названной нормы Договора аналогичное право должны иметь и граждане России на территории Беларуси. Однако законодательство этого государства однозначно исключает такую возможность.
Статья 38 Кодекса Республики Беларусь о земле содержит перечень земель, не подлежащих передаче в частную собственность. К ним законодатель отнес и земли сельскохозяйственного назначения. Если их собственниками не могут стать даже белорусские физические или юридические лица, то, естественно, данный запрет распространяется и на любых российских лиц.
По мнению автора, в данном случае необходимо применить следующие положения ст. 14 Договора.
Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства, которые пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
Из содержания названных правовых актов, рассматриваемых в их взаимосвязи, можно сделать следующие выводы:
✔ Граждане России и Беларуси, являясь гражданами Союзного государства, продолжают сохранять свое гражданство. При этом граждане России не являются гражданами Беларуси, а последние не имеют российского гражданства.
✔ Правила Договора не регулируют земельные отношения на территориях государств-участников и не определяют права граждан России и Беларуси в данной сфере.
✔ В целях земельного законодательства Российской Федерации граждане Республики Беларусь должны рассматриваться как иностранные граждане.
Таким образом, положения российского законодательства об ограничении прав владения иностранцами земельными участками сельскохозяйственного назначения распространяются и на граждан Беларуси. Поэтому вы не можете продать участок белорусскому гражданину.