Прохождение военных сборов предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее —Закон) и регулируется Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 605 (далее — Положение).
Статья 55 Закона содержит перечень категорий граждан, которые подлежат освобождению от сборов. Вы к ним не относитесь. В этой же норме указано, что военный комиссар вправе освободить от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин. Такая «размытая» формулировка только способствует коррупции в военном ведомстве, давно ставшей притчей во языцех.
Действительно, Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан заниматься индивидуальным предпринимательством, которому государство не вправе препятствовать. Однако согласно п. 2 ст. 1 названного Кодекса гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 3ст. 401 ГК РФ). Вам вряд ли удастся убедить контрагентов, что направление на военные сборы является непреодолимой силой. Они могут заявить, что на время своего отсутствия вы могли нанять соответствующего специалиста.
В то же время у вас есть возможность на основании ст. 13 ГК РФ добиваться через суд признания ненормативного акта государственного органа (каким и является распоряжение о направлении гражданина на сборы) недействительным. И вот почему.
Статья 56 Закона устанавливает, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, определяется Положением. Этот нормативный акт выделяет три категории граждан:
- работающие, которые освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка в размере, не превышающем 1000 рублей;
- временно не работающие и не состоящие на учете в учреждениях федеральной службы занятости населения, которым выплачивается заработок в размере 100 рублей;
- занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым, также как и не работающим, выплачивается заработок в размере всего 100 рублей.
Индивидуальных предпринимателей нельзя отнести ни к одной из перечисленных категорий, в том числе и к третьей, поскольку они занимаются нетрудовой, а предпринимательской деятельностью. Действующее законодательство вообще не знает понятия «индивидуальная трудовая деятельность», существовавшего в «перестроечное» время.
Следует подчеркнуть, что Положение неоднократно изменялось уже в период, когда так называемой индивидуальной трудовой деятельности уже не существовало, а последняя редакция этого нормативного акта утверждена 16марта 2005 г. Поэтому можно только удивляться, что Правительство РФ не удосужилось привести содержание Положения в соответствие с действующим законодательством. Между тем это же обстоятельство дает основание индивидуальным предпринимателям оспаривать их направление на военные сборы.
Из ст. 13 ГК РФ следует, что ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону.
Из содержания ст. 56 Закона следует, что Положение должно предусматривать материальное обеспечение всех категорий граждан, подлежащих прохождению военных сборов. Распоряжение в отношении конкретного предпринимателя может быть признано судом недействительным потому, что этим ненормативным актом на сборы направляется гражданин, материальное обеспечение которого не определено, как это предписывает Закон.