Четыре года назад Конституционный суд РФ уже проводил проверку положений подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ на соответствие Основному закону страны в связи с жалобами граждан, которым налоговики отказали в предоставлении имущественного вычета по суммам, уплаченным за долю в праве собственности несовершеннолетних детей. Результатом стало постановление КС РФ от 13.03.2008 № 5-П (далее — постановление № 5-П). В нем судьи вынесли вердикт: положения подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку не ограничивают право родителя на вычет в пределах его общего размера, если квартира приобретена в долевую собственность с несовершеннолетними детьми.
Чиновники допускали возможность применения положений постановления № 5-П и в ситуации, когда квартира приобретена в собственность обоих родителей и их несовершеннолетних детей (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-05/9-808). Но чтобы признать право на вычет у гражданина, оформившего жилье полностью в собственность ребенка, снова потребовалось вмешательство Конституционного суда РФ.
Поводом для новой проверки положений подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ на конституционность послужила жалоба Уполномоченного по правам человека в РФ, обратившегося в КС РФ для защиты конституционных прав гражданки. Женщине, которая купила и оформила квартиру в собственность несовершеннолетней дочери, было отказано в получении имущественного вычета. Суды общей юрисдикции встали на сторону налоговой инспекции, указав, что правовая позиция КС РФ, выраженная в постановлении № 5-П, на данный случай не распространяется, поскольку единственным собственником квартиры, приобретенной гражданкой, стала ее дочь.
Конституционный суд в постановлении от 01.03.2012 № 6-П высказал иную точку зрения.
Судьи отметили, что в постановлении № 5-П сделаны выводы, которые можно использовать и в рассматриваемом случае.
При одинаковой платежеспособности плательщики НДФЛ должны нести равное бремя налогообложения. Обеспечение равенства граждан предполагает уменьшение полученного ими дохода на установленные законом вычеты, в том числе имущественные. Каждому гражданину, который потратил деньги на приобретение жилья, должна быть обеспечена возможность вернуть соответствующую часть уплаченного ранее НДФЛ. При этом налоговый закон не делает различий между приобретением всего жилого помещения в собственность и приобретением доли в нем. Исходя из положений гражданского и семейного законодательства РФ родители являются законными представителями своих детей, не достигших совершеннолетия. Родители несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным от имени детей, и выступают в защиту их прав и интересов.
Применительно к рассматриваемой ситуации судьи указали, что несовершеннолетний, не имеющий, как правило, собственных доходов, получает в собственность недвижимость за счет действий и денег своих законных представителей — родителей. Из-за отсутствия доходов ребенок не может приобрести право на имущественный вычет, поскольку не уплачивает НДФЛ. Поэтому предоставление родителям возможности получить имущественный вычет на основании факта приобретения в собственность детей недвижимости — один из элементов многоаспектного механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Так же как родители, приобретающие жилье в общую долевую собственность с детьми, родители, покупающие недвижимость в безраздельную собственность ребенка, образуют самостоятельную категорию налогоплательщиков. И в том, и в другом случае родители, имея налогооблагаемый доход, несут расходы на приобретение недвижимости для своих детей. Значит, и правовые последствия для этих категорий плательщиков должны быть одинаковы. Иной смысл оспаривавшимся положениям НК РФ был придан лишь в силу неверного правоприменительного толкования.
Нет никаких правовых оснований для того, чтобы ставить родителей, приобретших жилье в собственность несовершеннолетнего ребенка, в худшее положение по сравнению с другими плательщиками НДФЛ.
Судьи обратили внимание на то, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный вычет предоставляется однократно. Поэтому, реализовав право на получение вычета в связи с приобретением жилья в собственность ребенка, родитель лишается возможности воспользоваться этим правом впоследствии. Ведь выгоду от вычета в данном случае получает именно родитель. Не удастся получить вычет и при приобретении в дальнейшем недвижимости в собственность другого ребенка — по тем же причинам. Сам же ребенок, в собственность которого приобретено жилье, не лишается права на получение имущественного вычета в будущем, когда у него появятся источники дохода и он сможет приобрести другой объект недвижимости за счет собственных средств.