Депонированная заработная плата хранится на расчетном счете компании в течение трех лет, то есть до истечения общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. И если в течение этого срока депонированная заработная плата не была востребована работником, соответствующие суммы кредиторской задолженности по зарплате включаются в состав доходов организации в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ.
Заметим, что и финансисты, и налоговики согласны с таким подходом (например, письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/161 и ФНС России от 06.10.2009 № 3-2-06/109).
Начисленные и перечисленные суммы НДФЛ и страховых взносов необходимо для целей налогообложения прибыли откорректировать. Объясним почему.
Исходя из ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в налоговом учете ежемесячно в размере начисленных сумм, то есть с учетом НДФЛ. Расходы в виде сумм страховых взносов включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ и с учетом подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ признаются в налоговом учете на дату их начисления. То есть и в том, и в другом случае факт выплаты заработной платы не имеет значения для отражения НДФЛ и страховых взносов в налоговом учете для целей налогообложения прибыли.
Таким образом, на момент списания кредиторской задолженности и суммы налога на доходы физических лиц, и суммы страховых взносов во внебюджетные фонды признаны в составе налоговых расходов организации. По истечении срока исковой давности в доходы включается именно сумма депонированной заработной платы (за минусом НДФЛ), а сумма НДФЛ остается в составе налоговых расходов.
На наш взгляд, такую сумму налога на доходы физических лиц нужно исключить из расходов, поскольку основания для удержания НДФЛ в подобной ситуации перестают существовать, а значит, расходы уже не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.
Со страховыми взносами аналогичная ситуация: включая депонированную заработную плату в доходы, организация по сути признает все начисления в пользу работника недействительными за давностью лет. А если нет начислений, нет и объекта обложения страховыми взносами.
Поскольку затраты, некогда правомерно включенные в состав расходов, перестали быть экономически обоснованными, налоговую базу по прибыли нужно скорректировать. Налоговики в данной ситуации могут посчитать, что подать уточненку нужно за период, когда начисленная заработная плата и соответствующие страховые взносы были включены для целей налогообложения прибыли в состав расходов. Такой перерасчет, естественно, повлечет начисление пеней.
На наш взгляд, для подачи уточненной декларации в рассматриваемой ситуации нет оснований. Ведь на момент начисления депонированной и впоследствии включенной в состав доходов заработной платы расходы в виде НДФЛ и страховых взносов были признаны для целей налогообложения прибыли правомерно. Значит, речь не идет о допущенных организацией ошибках и искажениях, при выявлении которых требуется сделать перерасчет налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ.
Увеличить налоговую базу по прибыли на суммы НДФЛ и страховых взносов, начисленных на депонированную зарплату, можно в периоде, когда соответствующие суммы кредиторской задолженности были списаны на доходы организации.
Что касается непосредственно суммы НДФЛ и суммы страховых взносов, перечисленных в бюджет с депонированной и не полученной работником в течение трех лет заработной платы, они признаются излишне уплаченными. Их можно вернуть в порядке ст. 78 НК РФ и ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответственно. Отметим, что обосновать такой возврат компании придется документально. В частности, потребуется представить уточненные справки по форме № 2-НДФЛ и отчетность по страховым взносам за периоды начисления не востребованной работниками заработной платы и внести исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета.