Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 «Оплате за землю»определяет, что ежегодным земельным налогом облагаются только собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При этом основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
За земельные участки, необходимые для обслуживания нежилых строений, предоставленные в пользование юридическим лицам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Таким образом, организация, которая не является собственником земли, землепользователем либо землевладельцем и соответственно не имеющая документа, удостоверяющего право собственности, владения и пользования земельным участком, налог на землю не уплачивает.
Это означает, что оплачивать счета балансодержателя с формулировками «налог на землю» и «пени по налогу на землю» не нужно.
Недавно на собрании дачного кооператива наш председатель сказал, что теперь налог на землю каждый из членов кооператива будет уплачивать самостоятельно на основании расчетов, которые нам будут высылать налоговые органы. Разъясните, пожалуйста, ситуацию, ведь раньше этот налог уплачивался кооперативом централизованно.
Если члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами. В этом случае каждый член данного кооператива или товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам указанных выше кооперативов и товариществ налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества. В таком случае указанные организации представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).
Когда члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.
Таким образом, те члены кооператива, которые имеют правоустанавливающие документы на земельные участки, уплачивают земельный налог самостоятельно на основании уведомлений, полученных из налоговых органов, а за остальных земельный налог перечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива.
Государственное унитарное предприятие имеет свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (площадью 4800 кв. м) от 1996 года. При инвентаризации земельных участков (для присвоения кадастровых номеров) фактическая площадь земли оказалась 8614 кв. м. Обязано ли предприятие заключить договор аренды земли на разницу в площади земельного участка, выявленную при инвентаризации? Возможна ли ситуация, когда сумма аренды земли в городе в 10 раз превышает сумму налога на землю?
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ).
С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ (30.10.2001) земельные участки могут быть предоставлены вновь в постоянное (бессрочное) пользование только лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, а именно: государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 8 ст. 3 Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Что касается земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных лицам, не названным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ до вступления его в силу (в частности, государственным унитарным предприятиям), то здесь хотелось бы отметить следующее.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2006 года.
Поскольку в свидетельстве на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком указана площадь в размере 4800 кв. м, а фактически она составляет 8614 кв. м, то ваша организация по своему выбору имеет право: отказаться от этой разницы, выкупить ее или арендовать. Принудить организацию заключить договор аренды на излишки земли, выявленные при инвентаризации, никто не может, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения любого договора, в том числе и аренды земли, необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам их использования и категориям арендаторов, поэтому в их компетенции находится установление абсолютно любого размера арендной платы за указанные земли.
Наша организация арендует земли у физических лиц, причем часть из них освобождены от уплаты земельного налога (участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп). Правали ИМНС, требуя с нашего предприятия уплаты земельного налога за земли льготников?
Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов (ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»).
Что касается льготников, то согласно ст. 12 Закона РФ № 1738-1 при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) с них взимается земельный налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование). Таким образом, ИМНС следует требовать уплаты налога на землю не с арендатора земельного участка, а с арендодателя.