В рассматриваемом случае сложно дать однозначный ответ без анализа правоприменительной практики. А она противоречива.
Порядок выплаты выходных пособий установлен ст. 178 Трудового кодекса РФ. За уволенным работником в исключительных случаях может быть сохранен средний заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Решение по этой выплате принимает служба занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Позицию по данному вопросу Роструд излагал еще в 2005 г. (письма от 13.09.2005 № 1539-6-2 и от 28.12.2005 № 2191-6-2), и с тех пор она не менялась. Суть ее сводится к тому, что органы службы занятости населения не вправе отказывать уволенным пенсионерам в сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ и обязаны выдавать соответствующие документы (справки). Аргументируя эту позицию, Роструд ссылается на п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ, где говорится о правах и свободах граждан РФ, в том числе правах работников, а также на ст. 20 ТК РФ, в которой приведена формулировка понятия «работник». И по мнению Роструда, под понятием «уволенный работник», используемым в ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации, имели место трудовые отношения с определенным работодателем. Роструд также поясняет, что уволенные работники-пенсионеры не претендуют на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, законодательство не содержит норм, ограничивающих права пенсионеров по старости по сравнению с иными категориями граждан при осуществлении ими права на труд и, в частности, при увольнении их при сокращении численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных гарантий и компенсаций в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Тем не менее не редки и судебные споры, нужно ли выплачивать уволенному пенсионеру средний заработок за третий месяц после увольнения.
Суды иногда выносят вердикты в пользу работодателей, считая неправомерными решения органов службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц, вынесенные только на том основании, что бывший работник обратился в двухнедельный срок со дня увольнения в службу занятости населения и не был трудоустроен. Эти обстоятельства одни судьи не считают исключительными, а при их отсутствии применению подлежат положения ч. 1 ст. 178 ТК РФ (решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 21.12.2011 № 2-60/2012). Другие судьи не спорят с тем, что факт назначения пенсии не лишает пенсионеров права на получение выплат, предусмотренных ч. 2 ст. 178 ТК РФ, но требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными, не относя к таковым отсутствие работы по квалификации или образованию (решение Советского районного суда г. Волгограда от 05.05.2011 № 2-1418/2011).
В то же время суды общей юрисдикции нередко поддерживают бывших работников. Так, Санкт-Петербургский городской суд заключил, что отсутствие у органа занятости населения возможности предложить уволенному сотруднику подходящую работу — исключительный случай, предусмотренный ст. 178 ТК РФ, который позволяет принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения (Определение от 06.12.2011 № 33-18045/2011). Иными словами, упомянутая норма о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения распространяется на уволенных работников независимо от того, получают они пенсию или нет. Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 № А43-4154/2007-9-174 (легитимность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 28.02.2008 № 2600/08). Из норм п. 2 ч. 1 ст. 81 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ не следует, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности и штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
Стоит сказать и о подсудности исков работодателей, в которых они просят признать недействительной справку органа занятости населения о сохранении среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, выданную сокращенному работнику. Большинство работодателей обращалось в арбитражные суды в порядке, установленном ст. 198 АПК РФ. Но в постановлениях Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 № 11725/07 и 13647/07 сказано, что данные виды споров неподведомственны арбитражному суду, поскольку работодатель и работник в данном случае выступают в качестве субъектов трудовых отношений. Этой позиции стали следовать и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2010 по делу № А32-54403/2009, Московского округа от 12.03.2009 № КА-А40/1466-09 и Волго-Вятского округа от 24.03.2008 по делу № А11-2552/2007-К2-18/132). В настоящее время подобные споры рассматривают только суды общей юрисдикции.
Подведем итоги. Некоторые суды принимают решения в пользу работодателей, но, на наш взгляд, эта позиция недостаточна аргументированна, поскольку нарушает права одной из категорий работников, что запрещено и Конституцией РФ, и Трудовым кодексом РФ. Поэтому в данной ситуации мы рекомендуем выплатить уволенному пенсионеру средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения. Ведь не исключено, что именно ваш бывший работник, отстаивая свои нарушенные права, дойдет до Конституционного суда.