При подаче налоговой декларации по НДС поставке 0% для подтверждения экспорта предприятие представляет в ИФНС пакет документов согласно ст. 165 НК РФ. Должно ли предприятие для этого предъявлять другие документы? Если да, то существует ли определенный перечень таких документов или предприятие должно представлять любые первичные документы по требованию инспекции?
Документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган для обоснования применения ставки 0% одновременно с подачей отдельной налоговой декларации (п. 6ст. 164 НК РФ). При этом перечень указанных документов является закрытым, поэтому при подаче декларации налоговые органы не вправе затребовать иные документы, отличные от перечисленных в ст. 165 НК РФ, в том числе первичные. Непредставление документов, не перечисленных в ст. 165НК РФ, не может служить основанием для отказа в принятии налоговыми органами декларации по п. 6 ст. 164НК РФ и подтверждения налоговой ставки НДС 0%.
Однако перечисленные в ст. 165 НК РФ документы определяют, в частности, предмет камеральной налоговой проверки, осуществляемой непосредственно после подачи отдельной налоговой декларации по НДС, связанной с экспортом товаров (п. 4 ст. 176НК РФ). В рамках такой проверки устанавливается не только обоснованность применения нулевой ставки НДС, но и обоснованность налоговых вычетов пост. 171 и 172 НК РФ.
При проверке наряду с документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ, налоговые органы вправе требовать и первичные документы, подтверждающие принятие поставщиком на учет экспортируемых впоследствии товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ). Непосредственное указание такой «первички» в норме НК РФ влечет обязанность налогоплательщика представлять ее в ходе камеральной проверки.
В порядке проведения камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 88 НК РФ).
Таким образом, законодательно установленный перечень документов, представляемых в рамках проведения налоговой проверки, в том числе камеральной, отсутствует.
Судебная практика приходит к выводу, что по смыслу ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе затребовать не любые документы и сведения, а только те, которые:
✔подтверждают правильность исчисления и уплаты конкретного налога;
✔ либо имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым ошибкам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 № А296147/2004а, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2002 № А265319/01-02-10/234).
То есть если налоговые органы требуют представить дополнительные документы в рамках камеральной проверки, правомерность требования каждого из них следует оценивать отдельно.
В случае привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, перечисленных в требовании налоговой инспекции, следует учитывать примеры, когда суды вставали на сторону налогоплательщика. Указывалось, что ответственность исходя из ст. 126 НК РФ наступает только за непредставление документов, прямо поименованных в законодательном акте о налогах и сборах (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2005№ А29-4459/2004а).