Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон) определяет лотерею как игру, которая осуществляется в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона(участник) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (ст. 2 Закона).
Поскольку розыгрыш призов среди покупателей товаров (работ, услуг) отвечает этому определению, то проводить его необходимо с соблюдением требований названного Закона.
Отметим, что сделать это несложно, учитывая, что такая лотерея признается стимулирующей (право на участие не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи (п. 3 ст. 3 Закона)). Организовать стимулирующую лотерею значительно проще, чем обычную, в которой призовой фонд формируется за счет средств участников (в частности, стимулирующая лотерея проводится в уведомительном порядке).
Статьей 14.27 КоАП для нарушителей законодательства о лотереях предусмотрены суровые штрафы. Например, за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления о ней в уполномоченный орган на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 40 до 200 МРОТ, а на юридических лиц — от 500 до 5000 МРОТ.
В соответствии с подп. 28п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), на рекламу деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Рекламой согласно ст. 2Федерального закона от18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Таким образом, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность. Поэтому если предложение «купи услугу» адресовано неопределенному кругу лиц, то организация может учесть расходы по проведению лотереи как расходы на рекламу. Отметим, что, по мнению Минфина, стимулирующая лотерея является рекламной акцией (Письмо от 06.08.2004№ 03-06-06-03/1).
При учете расходов необходимо помнить, что стоимость призов, вручаемых победителям при проведении лотерей, учитывается в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Затраты на публикацию условий и итогов розыгрыша в СМИ учитываются в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Отметим также, что положения главы 25 НК РФ не связывают возможность учета расходов на рекламу с соблюдением требований Закона о лотереях.