Нормами НК РФ установлено, что все расходы на рекламу делятся на нормируемые и ненормируемые, закрытый перечень которых установлен абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
1 К ненормируемым рекламным расходам организации относятся, в частности:
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. К таким расходам следует относить и расходы по оплате вступительных взносов или разрешений их участниками;
— на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
— на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации;
— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.2 В отличие от ненормируемых расходов на рекламу перечень нормируемых расходов является открытым. К ним, в частности, относятся:
— расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
— расходы на иные виды рекламы, кроме прямоперечисленных в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Нормируемые расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом они должны подпадать под понятие «реклама», определенное Законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, и отвечать требованиям ст. 252 НК РФ.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли методом начисления организации оптовой торговли к ненормируемым расходам на рекламу по участию в экспозиции товаров относятся только экономически обоснованные и документально подтвержденные согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на оплату услуг организаций —устроителей экспозиции для участия в подобных выставках. При этом размещенные в составе экспозиции товары (образцы товаров) должны быть приобретены для реализации организацией оптовой торговли — рекламодателем, нести информацию о деятельности рекламодателя, его товарном знаке и знаке обслуживания.
Для целей налогообложения прибыли к вашим расходам на рекламу товаров не относятся расходы, связанные с компенсацией затрат дилеров на демонстрацию товаров на их экспозиционных площадях (в торговых точках или точках питания), так как информация о данных товарах и их стоимости в привязке к конкретной коммерческой точке призвана формировать интерес и привлекать внимание к качеству реализуемых данной коммерческой точкой товаров и к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам.