1. Можно ли учесть в целях налогообложения образовательные услуги, если в штате нет соответствующего персонала (как мы выяснили, юридическая фирма при оформлении лицензии просто предоставляет в ЦПК и А НОУ копии дипломов своих знакомых)?
2. Обязана ли организация иметь в штате этот персонал, если в нем необходимости пока нет, так как для выполнения работ используются субподрядчики?
1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В Вашем случае услуги по повышению квалификации оказаны лицам, не состоящим в штате организации.
Таким образом, оплата образовательных услуг по повышению квалификации лиц, не состоящих в штате организации, не может быть отнесена к расходам на подготовку и переподготовку кадров. Нельзя их включить в состав расходов и по другим статьям. Поэтому указанные затраты для целей налогообложения не учитываются.
2. По вопросу наличия в штате Вашей организации определенного персонала сообщаем следующее.
Лицензионные требования и условия определены п. 4 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (далее - Положение).
Одним из таких условий является наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ (подп. "а" п. 4 Положения). При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов юридического лица должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы по специальности не менее трех лет - для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет - для специалистов со средним профессиональным образованием.
Численный состав штата строительной организации в нормативно-правовых актах по лицензированию не определен.
При получении лицензии на функции генподрядчика лицензионный орган требует от соискателя лицензировать одновременно еще как минимум пять общестроительных работ и иметь в наличии штат не менее шести - семи специалистов, отвечающих требованиям п. 4 Положения. Свои устные требования лицензионный орган обосновать нормативно-правовыми документами не может.
Предполагаем, что требования Росстроя основаны на требованиях "гарантии качества", а также на нормах недействующих актов. Поясним.
Строительство осуществляется на основании договора строительного подряда, согласно которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ). Права и обязанности заказчика и подрядчика указаны в разд. 3 гл. 37 ГК РФ. Одной из важных обязанностей подрядчика является соответствие качества выполненных работ требованиям, предусмотренным в технической документации и в обязательных для сторон нормах и правилах, на протяжении всего гарантийного срока (статьи 754, 755 ГК РФ).
Следовательно, наличие лицензии на выполнение определенных видов строительных работ гарантирует их качественное выполнение в соответствии с технической документацией, обязательными нормами и правилами, возможностью эксплуатации объекта в последующем.
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, он вправе привлечь к исполнению других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генподрядчика (п. 3 ст. 706 ГК РФ). Генподрядчик несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение субподрядчиками своих обязательств.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генподрядчиком.
ГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" также считает, что организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, включающую выполнение функций генподрядчика, имеет право привлечь для выполнения специальных работ субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию (письмо ГУ ФЛЦ при Госстрое России от 13.12.2005 N 2809).
Таким образом, генподрядчик вправе привлечь к выполнению работ, на которые у него отсутствует соответствующая лицензия, субподрядные организации при наличии следующих трех условий:
- генподрядчик должен иметь лицензию на деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, включающую выполнение функций генподрядчика;
- договор строительного подряда должен содержать условие о праве генподрядчика на привлечение субподрядных организаций для выполнения специальных работ;
- субподрядная организация должна иметь соответствующую лицензию.
Перечень строительных работ и услуг, на которые требуется лицензия, устанавливается вышеуказанным Положением (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Указанная деятельность включает в себя выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика (абз. 2 п. 1 Положения).
Примерный классификатор видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензии для зданий и сооружений I и II уровней ответственности, утвержденный Приказом Минстроя России от 19.09.1996 N 17-128, фактически утратил силу в связи с отказом Минюста России в его регистрации (Приказ Госстроя России от 26.02.2001 N 34, п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Поэтому вышеуказанный Примерный классификатор носит рекомендательный характер для лицензирующих органов и соискателей.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует правовое обоснование требований Росстроя к численному составу штата генподрядчика. Судебная практика по данному вопросу еще не сформирована.
На основании вышеизложенного организация может попытаться подать в лицензионный орган пакет документов на получение лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, в которую включены деятельность по осуществлению функций генподрядчика, предоставив список штата специалистов из двух лиц (генерального директора и главного бухгалтера), отвечающих требованиям п. 4 Положения.
В случае получения от лицензирующего органа отказа Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.
Обращаем Ваше внимание: частью второй ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за занятие незаконным предпринимательством, а именно за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.
Осуществление предпринимательской деятельности на основании лицензии, полученной по фиктивным документам, в частности по документам на специалистов, не работающих у соискателя, приравнивается к осуществлению деятельности без лицензии.
При выявлении указанного факта генеральный директор может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, в которой в зависимости от тяжести совершенного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа либо лишения свободы.