В соответствии с производственным календарем в январе 2005 г. 111 рабочих часов (в Башкортостане 20 января — нерабочий праздничный день). Таким образом, я отработал больше нормы, в том числе 20 января я отработал 12 часов. В целом за месяц мне начислили 2/3 оклада, объяснив, что в соответствии с графиком я должен был отработать в январе 180 часов, а отработал только 120. Правильно ли это?
В рассматриваемом случае речь идет об очень распространенной ситуации, когда работникам непрерывного производства, работающим по графикам, устанавливается суммированный учет рабочего времени и в то же время окладная форма оплаты труда.
Напомним, что оклад (тарифная ставка) — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (ст. 129 ТК РФ).
Если в организации в целом или для отдельных работников устанавливаются месячные оклады, то предполагается, что в течение каждого отдельного месяца строго выполняется норма рабочего времени, определенная производственным календарем. Любые отклонения от нормы влияют на размер оплаты труда: проработанные сверх нормы рабочего времени часы оплачиваются в повышенном размере как сверхурочные; за недоработанные часы заработная плата по тарифной ставке не начисляется (если эти часы пропущены по уважительной причине, работнику может быть начислено пособие или за ним может быть сохранен средний заработок).
Учитывая что суммированный учет рабочего времени с учетным периодом свыше одного месяца изначально предполагает, что происходят отклонения от нормы рабочего времени (в отдельном месяце работник в соответствии со своим графиком может отработать больше, а в другом — меньше нормы), установление работнику месячного оклада представляется нелогичным. Нарушается связь между фактически отработанным временем и начислением заработной платы. Установление оклада было бы допустимо в том случае, если бы, во-первых, графики были разработаны так, чтобы в целом за учетный период четко соблюдалась норма рабочего времени, и во-вторых, работник не допускал бы никаких отклонений от графика (не болел, не ходил в отпуск и т. д.). Но на практике это невозможно.
В связи с вышесказанным дать однозначный ответ на заданный вопрос не представляется возможным. При этом действия бухгалтерии в целом правильны, если соблюдаются следующие условия:
— работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом более одного месяца (например, один год);
— графики работы составлены так, чтобы в течение учетного периода (года) соблюдалась норма рабочего
времени. При этом допускаются отклонения количества рабочих часов от нормы в большую или в меньшую сторону в отдельных месяцах учетного периода;
— в соответствии с графиком на январь 2005 г. работник должен отработать 180 часов (превышающие норму рабочего времени часы (69 часов = 180 часов-111 часов) будут «погашены» в последующих месяцах), из которых 60 часов приходятся на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставленный в периодс 1 по 11 января.
Поскольку за указанные 60 часов работнику выплачены отпускные (в размере среднего заработка), за фактически отработанные 120 часов (2/3 нормы рабочего времени, определенной графиком) работнику начислены 2/3 оклада.
В то же время напомним, что за работу в нерабочий праздничный день (даже если выход на работу обусловлен графиком) оплата производится не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).