Восстановление зданий может осуществляться посредством ремонта или реконструкции (модернизации), где под ремонтом здания понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с восстановлением его эксплуатационных качеств, утраченных в процессе эксплуатации, а под реконструкцией — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (общей площади такого объекта, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания или других эксплуатационных качеств (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).
В вашем случае часть работ можно отнести к ремонту, а часть — к реконструкции здания. Для того чтобы определить, к какой именно группе отнести вышеуказанные расходы, вы должны определить причину выполнения
этих работ. Например, если причина всех работ — перепланировка помещения, то все работы относятся к реконструкции. Если причина этих работ — «демонтаж ветхих перегородок», то все работы относятся к ремонтным работам.
Что касается порядка учета расходов на проведение вышеуказанных работ, то необходимо отметить следующее. Ремонт зданий (офисных помещений) или их реконструкция могут проводиться как самой организацией (хозяйственный способ), так и силами сторонних организаций (подрядный способ). При этом в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»(утв. Приказом Минфина России от б мая 1999 г. № ЗЗн) расходы организации на ремонт зданий(офисных помещений), используемых в производственной деятельности и принадлежащих организации на праве собственности, выполненный любым способом (хозяйственным или подрядным), относятся в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности и в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 отражаются в составе расходов того отчетного периода, к которому они относятся. Затраты же на реконструкцию здания (офисного помещения) после ее окончания должны увеличить первоначальную стоимость такого объекта.
В бухгалтерском учете средства, потраченные на ремонт здания(офисного помещения), используемого в производственной деятельности, учитывают на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы»и т. д. Расходы на ремонт объектов, используемых в непроизводственной сфере, отражаются на счете91 «Прочие доходы и расходы». Затраты на реконструкцию обобщаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В налоговом учете в соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт зданий (офисных помещений), произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат, а затраты на реконструкцию, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость реконструируемых основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Обратите внимание!
При отнесении работ, связанных с восстановлением здания, к ремонту (текущему, среднему, капитальному) или модернизации (реконструкции) для целей налогообложения необходимо учитывать следующее. В налоговом учете к реконструкции относится переустройство зданий, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту их реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Учтите, что после выполнения всего комплекса работ (как подрядным, так и хозяйственным способом) всегда оформляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. При этом если организация сама проводила ремонт или реконструкцию здания (офисного помещения), Акт составляется в одном экземпляре работником структурного подразделения, ответственного за приемку основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй — передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
К сведению!
После приемки отремонтированных объектов основных средств в их инвентарную карточку (форма №ОС-6) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения ремонта или реконструкции.