Налоговые агенты обязаны:
— удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ);
— перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также для перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (для доходов в денежной форме), а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (для доходов в натуральной форме либо в виде материальной выгоды) (п. 6 ст. 226 НК РФ).
При этом в целях исчисления НДФЛ датой фактического получения дохода считается:
— день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его
поручению на счета третьих лиц, — при получении доходов в денежной форме (подп. 1 п. 1 ст. 224 НК РФ);
—день передачи доходов в натуральной форме— при получении доходов в натуральной форме (подп. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ);
— последний день месяца, за который работнику начислен доход в виде оплаты за выполненные трудовые
обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2ст. 224 НК РФ).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Из перечисленных в вопросе выплат не могут быть отнесены к заработной плате материальная помощь и премии, не предусмотренные системой оплаты труда (в том числе премии к праздникам, юбилейным датам и т. д.). Поскольку дата получения таких доходов в целях исчисления НДФЛ должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисление, удержание и уплата (перечисление в бюджет) налога следует производить в день выплаты указанных доходов.
Также не являются заработной платой пособия по временной нетрудоспособности. При этом напомним, что согласно общеустановленному порядку пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (п. 113 Положения о порядке обеспечения пособиям и по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6).
По мнению Минфина России, не должна считаться доходом за выполнение трудовых обязанностей оплата отпуска — времени, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей. Поэтому удержание налога с сумм оплаты отпуска и его перечисление в бюджет должно производиться при фактической выплате денежных средств налогоплательщику, включая перечисление дохода на счет налогоплательщика в банке (Письмо Минфина России от 01.11.2004 № 03-05-01-04/68).
Заметим также, что если налоговый агент не произведет удержания налога при выплате отпускных (приравняв их к оплате труда), а также при выплате сумм, начисленных работнику на день увольнения, то он окажется в следующей ситуации. В последний день месяца, когда доход в виде оплаты труда считается фактически полученным, налоговый агент рассчитает сумму налога, но не сможет ее удержать, поскольку все полагающиеся работнику выплаты уже произведены.
Если же налоговый агент исчислит и удержит налог с отпускных и с сумм, начисленных при увольнении при их фактической выплате, но не перечислит удержанную сумму налога в бюджет, то будет считаться, что налоговый агент пользуется чужими (бюджетными) средствами и ему придется заплатить за это пени.
Таким образом, исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога со всех перечисленных в вопросе выплат (за исключением премий, начисляемых работникам за выполнение трудовых обязанностей) должно производиться в день их фактической выплаты.