Отказ инспекции по результатам выездной проверки учесть суммы НДС, подлежащие вычету, но не отраженные в налоговых декларациях за соответствующие периоды, на наш взгляд, является правомерным с учетом сложившейся судебной практики. Действия фискалов можно попытаться оспорить в арбитраже, но шансы на успех не слишком велики.
В письме ФНС России от 31.08.2008 № 03-2-03/157 налоговики указали, что «в случае если налоговым органом установлено занижение налоговой базы по НДС и по результатам налоговой проверки доначислен налог с суммы заниженной налоговой базы, то у налогового органа нет обязанности уменьшить сумму доначисленного налога на налоговые вычеты, не заявленные налогоплательщиком самостоятельно».
В последнее время в ситуациях, подобных описанной в вопросе, суды, как правило, поддерживают налоговиков. Арбитры приходят к выводу, что само по себе наличие документов, подтверждающих право на вычеты по НДС, без отражения их в соответствующей декларации не является основанием для уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. При этом судьи ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 23/11. Напомним, в нем высшие арбитры пришли к выводу, что применение налоговых вычетов по НДС является правом плательщика, носит заявительный характер посредством декларирования вычетов и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных в главе 21 НК РФ. Наличие документов, обусловливающих возможность применения налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Так, судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 16.07.2012 по делу № А13-2670/2011Ю, сославшись на правовую позицию высших арбитров, отменили судебные акты, принятые по данному делу нижестоящими судами. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что индивидуальный предприниматель подтвердил право на вычет НДС, подав в налоговый орган счета-фактуры по незадекларированным вычетам с возражениями по акту выездной проверки. Судьи указали, что инспекция по сути не оспаривает достоверность представленных документов. И отметили, что целью выездной проверки является установление действительных обязательств проверяемого субъекта, а не только выявление нарушений, приводящих к занижению налоговой базы. Право налогоплательщика подать письменные возражения по акту проверки, а также приложить к ним документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений, предусмотрена п. 6 ст. 100 НК РФ. Этой норме корреспондирует обязанность налогового органа исследовать возражения на акт и приложенные документы. Инспекция уклонилась от исполнения указанной обязанности, а значит, нет оснований для пересмотра выводов, сделанных нижестоящими судами.
Однако в кассационной инстанции дело приняло другой оборот. Арбитры ФАС отметили, что ИП не заявлял спорные вычеты в первичных декларациях по НДС и не подавал уточненок с целью получения дополнительных вычетов. Следовательно, нижестоящие суды сделали необоснованный вывод о том, что инспекция при определении обязательств бизнесмена по НДС не исполнила своих обязанностей, не приняв во внимание спорные вычеты. Арбитры указали также, что вывод судов о соблюдении заявительного порядка при применении налоговых вычетов неправомерен, поскольку представление документов, дающих право на вычет, с возражениями по акту проверки не может быть приравнено к декларированию.
А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2012 по делу № А46-15254/2011 арбитры отметили, что право на вычет НДС у налогоплательщика появилось только после подачи уточненной декларации, в которой были заявлены спорные вычеты. До этого момента налоговый орган не имел возможности, определяя обязательства налогоплательщика, самостоятельно предоставить ему вычет в заявленных к возмещению суммах.
В то же время арбитры ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 06.10.2011 по делу № А81-5222/2010 поддержали компанию — плательщика НДС, указав, что расчет недоимки без учета не заявленных в декларациях вычетов противоречит главной цели проведения проверки, которой является достоверное определение налоговых обязательств. Суд учел, что соответствующие расходы налоговики приняли в уменьшение базы по прибыли и отказали только в вычете НДС. К тому же заявленная компанией сумма вычетов существенно превышала доначисления по налогу.
С учетом позиции ФНС России и неоднозначной судебной практики в ситуации, описанной в вопросе, шансы выиграть судебное разбирательство, на наш взгляд, малы.