Работники, непосредственно обслуживающие объекты электроэнергетики, обязаны проходить медицинские осмотры (ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Медицинский осмотр обязателен также и для работников, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение, и для работников, управляющих транспортными средствами (п. п. 8, 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83).
Минфин России разрешил организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывать в расходах затраты на проведение обязательных медицинских осмотров как материальные расходы (Письмо Минфина России от 04.06.2007 N 03-11-04/2/157).
Чиновники обосновали свою позицию ссылками на пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 и пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно указанным нормам в состав материальных расходов "упрощенцев" включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.
При этом Минфин России обратил внимание на п. п. 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 129, в соответствии с которыми организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю.
И хотя точка зрения Минфина России представляется весьма спорной, налогоплательщики могут ей воспользоваться. Таким образом, Ваша организация в данном случае может учесть в расходах затраты на проведение обязательных медицинских осмотров работников.
Что касается затрат на проведение периодических проверок частных охранников, которые предусмотрены Приказом МВД России от 15.07.2005 N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств", то их, на наш взгляд, можно отнести к расходам по пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
Пункт 15 названного Приказа МВД России N 568 предусматривает, что в случае непрохождения работником повторной проверки принимается решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение служебного оружия. Поэтому проверка является обязательным мероприятием лицензирования.
Вместе с тем из пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ следует, что речь идет все же о лицензировании самой организации, а не ее работников.
Поэтому налоговые органы могут и не согласиться с таким подходом. Затраты на проверку можно попытаться отнести к расходам и по пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Наверное, такую проверку с большим основанием, чем медицинский осмотр, можно отнести к контролю за соблюдением установленных технологических процессов.
Поскольку перечень расходов, учитываемых при налогообложении "упрощенцев", закрытый, отстоять свою позицию в случае возникновения спора с налоговыми органами будет нелегко.