Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"; далее - Закон о ККТ).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Таким образом, ККТ регистрируется в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений организации. При этом указанный налоговый орган копию карточки регистрации ККТ направляет налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете головная организация, в состав которой входит данное обособленное подразделение. Такое разъяснение, в частности, дала ФНС России в Письме от 06.06.2005 N 22-3-12/1013. А порядок действий организации, если она передает кассовый аппарат из головного офиса в обособленное подразделение, изложен в Письмах МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232 и ФНС России от 15.12.2005 N 06-9-10/110.
Однако, как усматривается из текста вопроса, организация обособленное подразделение не регистрировала, но желает пользоваться кассовым аппаратом за пределами головного офиса.
В этом случае хотим обратить внимание на следующее.
Действующее законодательство не разъясняет, как нужно поступать в случаях, когда фирма использует кассовый аппарат вне места своего нахождения без создания обособленного подразделения и, следовательно, без постановки на учет.
С другой стороны, такая деятельность вне головного офиса может быть обоснованно расценена контрольными органами как создание организацией обособленного подразделения без его регистрации в налоговых органах, что влечет применение ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ и ст. 116 НК РФ.
Напомним, что обособленным подразделением организации для целей налогообложения признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Минфин России признал обособленным подразделением даже одно рабочее место (см. Письмо Минфина России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912).
Эта позиция в ряде случаев разделяется и судами (см. Постановления ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02; Дальневосточного округа от 28.01.2002 N Ф03-А59/01-2/2806). Но представить, что кассовый аппарат может работать без кассира, довольно трудно.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организации прежде всего придется доказывать, что кассовый аппарат вне места регистрации организации используется правомерно. Перечень случаев, когда подразделение можно не регистрировать, установлен законом (например, когда фирма торгует на выставке продолжительностью менее одного месяца).
Впрочем, без учета проблемы структурного подразделения само по себе использование кассового аппарата не по месту его регистрации в качестве правонарушения судами может и не расцениваться (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2004 N А42-8782/03-16).
В указанном Постановлении ФАС, в частности, отметил, что порядок регистрации и использования ККМ определен в Постановлении Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 и в Приказе Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36. Данные нормативные акты не предусматривают обязанность использовать кассовый аппарат именно по месту его регистрации.