Нет, действия представителей налоговых органов неправомерны. На наш взгляд, инспекторы превысили свои полномочия. Поэтому вы можете обжаловать решение проверяющих в суде. Сразу скажем, что у вас есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство.
Даем аргументы
Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности организации, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом инспекторы не имеют права истребовать у компании дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ и если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 88 НК РФ). Рассмотрим это правило подробнее, так как именно его нарушили налоговики в рассматриваемой ситуации.
При подаче декларации по НДС, в которой заявлен налог к возмещению, камеральная проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных п. 8 ст. 88 НК РФ. В нем сказано, что при проверке правомерности принятия к вычету «входного» НДС налоговый орган вправе истребовать у организации документы, подтверждающие право на вычет налога в соответствии со ст. 172 НК РФ. Обратимся к этой норме Кодекса.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетовфактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом право на вычет «входного» налога возникает только после того, как покупатель примет на учет приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права и при наличии соответствующих первичных документов. Такой порядок прямо прописан в п. 1 ст. 172 НК РФ.
Если увязать п. 8 ст. 88 c п. 1 ст. 172 НК РФ, то получится, что налоговый орган при проверке декларации по НДС вправе истребовать у организации только счетафактуры и первичные документы. Понятие «первичный документ» в Налоговом кодексе отсутствует. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к законодательству о бухгалтерском учете. Определение первичных документов дано в ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этой норме все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же форма какихлибо документов в этих альбомах отсутствует, то первичка должна содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дату составления документа;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Согласитесь, что ни договоры с поставщиками, ни трудовые договоры, ни главная книга, ни карточки счетов 60 и 62 не соответствуют приведенному понятию первичных документов. На их основании не ведется бухгалтерский учет. Поэтому при проведении камеральной проверки по НДС компания имеет полное право не предоставлять налоговым органам названные документы.
Суды на стороне компаний
На сегодняшний день сложилась обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Суды единодушно встают на сторону налогоплательщиков.
Так, в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 19.07.2012 № А0510389/2011 арбитры признали необоснованным требование налоговиков по представлению в ходе камеральной проверки уточненной декларации по НДС деловой переписки с поставщиком, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности, трудовых договоров, договоров о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за хранение товаров. Судьи напомнили проверяющим, что право на вычет НДС возникает после постановки товаров на учет при наличии счетовфактур и первичных документов. Счетафактуры и товарные накладные компании представила налоговым органам. А остальные запрашиваемые документы не относятся к первичным, и требовать их у компании инспекторы не вправе.
А в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2011 № Ф035163/2011 суд пришел к выводу, что у проверяющих отсутствовало основание требовать в ходе проведения камеральной проверки правомерности возмещения НДС главную книгу. Главная книга является сводным бухгалтерским документом, в котором фиксируются итоговые данные по бухгалтерским отчетам и счетам. Следовательно, ее нельзя отнести к первичным учетным документам.
Не являются первичными документами и карточки инвентарного учета, технические паспорта, свидетельство о регистрации права собственности, договоры о зачете взаимных требований, документы об уплате лизинговых платежей третьими лицами. На это указали арбитры в постановлении ФАС СевероКавказского округа от 16.03.2012 № А201077/2011.