Неужели это действительно так?
Мы считаем, что у вас не возникает обособленного подразделения. Следовательно, нет необходимости его постановки на налоговый учет по месту нахождения ваших заказчиков. Однако специалисты Минфина России действительно придерживаются иной точки зрения.
Так, в письме от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181 финансисты пришли к выводу, что если заказчик предоставляет командированным работникам исполнителя помещение для выполнения определенной работы, то у организацииисполнителя возникает обособленное подразделение. В этом письме Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Компания заключила долгосрочный договор на выполнение работ. При этом заказчик находится в другом городе и работы нужно выполнить по месту его нахождения. Для исполнения договора организация в течение трех месяцев направляет своих работников в командировку. Командировочное удостоверение оформляется на пять рабочих дней, так как в выходные дни работники возвращаются домой. По договору заказчик предоставляет работникам исполнителя отдельное помещение с оборудованными рабочими местами. Нужно ли в этом случае организацииисполнителю регистрировать обособленное подразделение по месту нахождения заказчика?
По мнению Минфина России, в этом случае у организации возникает обособленное подразделение. Соответственно компании нужно встать на налоговый учет по месту его нахождения. В аргументацию такой позиции финансисты привели следующие доводы.
Для начала они напомнили понятие обособленного подразделения, которое содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ. Таковым признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.
Далее специалисты финансового ведомства обратились к нормам трудового законодательства, а именно к ст. 209 Трудового кодекса, в которой дается понятие «рабочее место». Им признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В рассматриваемой ситуации для сотрудников организации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с долгосрочным договором через командируемых специалистов, оборудованы рабочие места. А раз так, то у исполнителя возникает обособленное подразделение.
Финансисты подкрепили свою точку зрения и арбитражной практикой. Они отметили, что в ряде судебных решений суды указывают на то, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Такой вывод содержится в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 15-АП-4108/2011, ФАС СевероЗападного округа от 02.11.2007 № А26-11293/2005 и СевероКавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А.
Как видим, позиция Минфина России значительно усложняет работу организации. Ведь если компания постоянно заключает долгосрочные договоры на выполнение работ по месту нахождения заказчиков, которые находятся в других городах, то каждый раз будет возникать необходимость регистрации обособленного подразделения. А после того, как договор будет выполнен, подразделения нужно будет снимать с учета. Если же проигнорировать разъяснения финансового ведомства, то у компании могут возникнуть негативные налоговые последствия. Дело в том, что непостановка обособленного подразделения на налоговый учет повлечет за собой целый спектр санкций.
Вопервых, организацию могут оштрафовать по ст. 116 НК РФ за нарушения срока подачи в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения (размер санкции — 10 000 руб.) и за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки его на налоговый учет (размер санкции — 10% от доходов, полученных таким подразделением, но не менее 40 000 руб.).
Вовторых, привлечь компанию к ответственности могут по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой отчетности по месту нахождения обособленного подразделения (размер санкции — 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.).
Втретьих, основанием для наложения санкции может послужить и ст. 122 НК РФ, предусматривающая ответственность за неуплату или неполную уплату налога (размер штрафа — 20% от суммы неуплаченного налога).
На наш взгляд, позиция Минфина России противоречит действующему законодательству и ее можно оспорить.
Начнем с того, что в рассуждениях Минфина России, приведенных в комментируемом письме, есть определенная брешь. Одним из условий признания места рабочим является возможность работодателя его прямо или косвенно контролировать. В нашей ситуации работодатель не может выполнить это условие, так как работники находятся в командировке на территории заказчика и именно последний создает рабочие места. Поэтому работодатель не может их контролировать ни прямо, ни косвенно. А в письме ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@ налоговики прямо указали, что отсутствие какоголибо признака обособленного подразделения не приводит к его созданию.
Кроме того, финансисты некорректно сослались на выводы, сделанные судами. Во всех приведенных судебных решениях речь шла о том, что рабочие места создает именно организация. Так, в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 02.11.2007 № А2611293/2005 одним из оснований для признания факта создания обособленного подразделения явились доказательства того, что организация арендовала спорные помещения. То есть рабочие места создавала именно организация.
Что касается постановления ФАС СевероКавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, то, как следует из материалов дела, организация действительно направляла своих работников в командировки для исполнения договора подряда. Но суд, как и в первом деле, пришел к выводу, что именно организация создала рабочие места в месте командировки и лишь поэтому арбитры решили, что у компании появилось подразделение. Аналогичная ситуация рассмотрена и в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 15-АП-4108/2011.
Таким образом, чтобы у компании появилось обособленное подразделение, именно организация должна создать и оборудовать в нем рабочие места.